Молодые художники столицы

опубликовано в номере №648, май 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

В холодной комнате, накинув на плечи серую солдатскую шинель, перед натянутым на подрамник еще чистым полотном сидит художник. Правая рука его, словно не решаясь сделать первый мазок, задержалась в воздухе. О чем задумался художник? Какой у него созрел замысел?.. Вся обстановка комнаты говорит о грозном военном времени. В углу стоит остывшая железная печка, над окном приподнята штора затемнения, на стенах памятные плакаты. Грубые кирзовые сапоги художника облеплены комьями глины. Немалый путь прошел он по трудным фронтовым дорогам, сколько повидал, прочувствовал! И кажется, вот сейчас художник точным, смелым мазком начнет картину. Ему есть о чем рассказать: о подвигах и мужестве товарищей, о суровой борьбе советских людей в дни Великой Отечественной войны.

«В дни войны» - так и называется эта работа Г. Коржева, показанная на выставке молодых художников столицы. Не все совершенно в картине Коржева. Но образ, созданный им, как бы раскрывает основное, характерное для выставки - стремление молодых художников ответить на самые волнующие вопросы нашей действительности.

На выставке представлены различные работы. Здесь произведения живописи и скульптуры, изделия из керамики и дерева, графика, цветная мозаика, образцы декоративных тканей. Более четырехсот молодых художников демонстрировало свое искусство, свой талант. Многообразие тем и жанров свидетельствует о глубине интересов, о неустанных творческих поисках, об искреннем желании по-своему, своими средствами раскрыть современность, показать ее зримо, ярко, правдиво.

Наиболее значителен на выставке раздел живописи. О романтике труда людей сильных и смелых повествует картина С. Фролова «Охотники за китами». В. Захаркин создал выразительный образ «рыцаря революции» Феликса Дзержинского. Очень хорошо выполнен В. Юркиным портрет Демидова - кузнеца завода имени И. В. Сталина. Трогательная, невольно вызывающая улыбку сценка запечатлена в картине Б. Голикова «Угомонился», показывающая спящего в кроватке розовощекого малыша. На выставке представлено немало пейзажей, отображающих неповторимую красоту нашей природы, есть неплохие натюрморты.

Но, конечно, основное внимание обращают на себя те жанровые работы, в которых намечены попытки решить острые темы нашей современности. К ним относятся большое сюжетное полотно А. Китаева «На одном собрании», картины Е. Расторгуева «А дальше что?», М. Стриженова «Чужие» и особенно произведение Р. Зеньковой «Трутни». В резко сатирическом плане изображает художница двух женщин, которым «высокое положение» главы семьи позволяет проводить дни в праздности и безделье.

В главном выставочном зале на круглом столике лежат толстые, в плотных переплетах «Книги отзывов». Многочисленные посетители оставляют в них отзывы о выставке, высказывают различные суждения, дают оценки работам. И не случайно именно такие произведения, как «Чужие» и «Трутни», вызвали наибольшее количество записей. На страницах «Книги отзывов» буквально разгорелся спор, столкнулись противоположные мнения. Многие справедливо осуждают Р. Зенькову за натуралистичность, за грубость рисунка. Действительно, в картине немало недостатков: она пестра по краскам, не продумана композиционно. И вместе с тем одно несомненно: картина ставит серьезный вопрос, который не может не вызывать споров.

Русской живописи всегда было свойственно будить большие мысли, сильные чувства. Споры эти говорят о том, что от молодых художников и нынче ждут смелых, острых произведений, способных натолкнуть на размышления, по-настоящему взволновать. А без высокого мастерства, без глубокого изучения жизни добиться этого нельзя.

Интересны скульптурные работы, представленные на выставке. Подлинной героикой первых лет молодой Советской республики веет от фигуры Павки Корчагина, вылепленной талантливым скульптором Ю. Стручковым. Верится, что именно такими были комсомольцы, которые сражались на фронтах гражданской войны, а после прокладывали железные дороги, строили Днепрогэс, возводили домны Магнитки. С большим художественным мастерством, жизненно правдиво сделана скульптура «Строитель Кремля» Э. Неизвестным. Скульптурная композиция И. Тенеты «Эстафета мира» - одно из многих произведений, решающих волнующую тему борьбы народов мира за мир.

Знакомство с творчеством молодых вселяет уверенность, что будущее советского искусства в умелых руках. Покидая выставку, невольно вспоминаешь слова поэта Назыма Хикмета, оставленные им в «Книге отзывов»: «Молодежь! Еще смелее, еще смелее, еще смелее!...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены