Молодежь запада перед выбором

Г В Осипов| опубликовано в номере №976, январь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наблюдения, проведенные социологами Запада, показали, что установки и ценностная ориентация взрослых не всегда соответствуют системе убеждений молодежи. Больше того, у молодежи возникает более или менее устойчивая система иных, отличных от мира взрослых, ценностей и установок. Другими словами, концепция молодежной субкультуры исходит из того, что молодежь стала самостоятельной частью общества, что между молодыми людьми установились устойчивые связи, вступая в которые любой подросток будет усваивать специфические ценности, а именно свою, присущую только молодежи культуру.

По мнению некоторых западных социологов, молодежная субкультура возникла при такой исторической ситуации, когда традиционный образ поведения, передаваемый из поколения в поколение, молодежь рассматривает как противоречащий собственным представлениям.

Семейный клан, по мнению западных социологов, имел то достоинство, что позволял ребенку устанавливать отношения с другими людьми под своей защитой и наблюдением. В настоящее время ребенок теряет опеку семейного клана и поступает под защиту группы, где он видит людей того же возраста и в той же социальной ситуации, в которой находится он сам. В рамках этой группы молодежи он получает независимость от взрослых, чувствует свою силу.

Группа «равных» дает возможность выработать искусство социального общения, усвоить свою социальную роль, научиться конкуренции, кооперации, социальной ловкости. Причем, по данным западных социологов, в группу «равных» толкает молодежь как индустриализация, урбанизация жизни, так и развал социальных институтов буржуазного общества.

В книге под названием «Банда» известный социолог Фредерик Трашер, исследуя источники и динамику бандитизма в США, пришел к выводу о том, что семья, церковь и школа не в состоянии удовлетворить потребности подростков, что эти потребности в известной степени удовлетворяет банда, которая дает молодому человеку суррогат того, что не дает общество, и обеспечивает ему помощь и поддержку в борьбе с обществом.

Нужно сказать, что при исследовании проблем конфликтов между молодежью и обществом западные социологи исходят из следующих положений.

Подросток стремится обрести себя как личность, утвердить, глядя на других, как в зеркало, собственную ценность. Он стремится повысить свой авторитет среди тех людей, которые готовы поддержать его представление о самом себе как уникальном и ценном человеке. Он тянется к тем, кто способен, по его мнению, помочь ему или просто хочет помочь.

Несколько упрощенно говоря, молодежную субкультуру и образует некое устойчивое переплетение взаимных интересов молодых людей, придерживающихся принятых между ними стандартов поведения и таких же «общих» идеалов.

Категория молодежной субкультуры представляет известную ценность при изучении процессов социологизации личности. Но она может быть понята только в единстве с другими социологическими категориями, и прежде всего с такими, как социальные классы. Нельзя говорить о молодежной субкультуре как о каком-то внеклассовом явлении, нельзя противопоставлять возрастные группы делению общества по социальному признаку.

В капиталистическом обществе процесс становления социального созревания подрастающего поколения связан с огромными трудностями. В переломный период исторического развития эти трудности обостряются, вызывая конфликт отцов и детей. В современном капиталистическом обществе имеет место такое сильное обострение противоречий, что впервые в истории пришлось говорить о социальной проблеме молодежи, о том, сможет ли вступившее в жизнь поколение принять, освоить и передать следующим поколениям ценности и нормы, составляющие основу современного капитализма. Иными словами, капиталистическое общество обеспокоено, будет ли обеспечена преемственность исторического развития.

Зарубежным социологам удалось выделить некоторые факторы, затрагивающие процесс освоения современной молодежью системы буржуазного правопорядка.

Это резкий разрыв между биологическим и социальным созреванием, разрыв между системой отношений в семье и обществе. Это разрыв между степенью развития и степенью освоения буржуазных ценностей. Разрыв между семьей и другими структурами общества, молодежной субкультурой и ее соответствующими компонентами. Разрыв между реальными возможностями. представленными данной социальной культурой, и идеологической пропагандой.

Ни один из этих факторов, взятых изолированно, не может объяснить так называемые социальные проблемы молодежи, кризис молодежи капиталистических стран.

Все более значительная часть молодежи в различных социальных слоях и классах прибегает к активному осознанию существа дела, к борьбе за такие социальные условия и возможности, которые в максимальной степени соответствуют чаяниям, надеждам и делам демократии, счастью и прогрессу.

В то же время, запутавшись и потеряв ориентировку в современной социальной ситуации, другая часть молодежи капиталистических стран встает иногда на путь нравственного цинизма и апатии. Это становится, в свою очередь, своеобразной буржуазной ценностью.

Зарубежные социологи описывают лишь некоторые, поверхностные симптомы социальных болезней современной молодежи, но не ставят точный диагноз самой болезни, не раскрывают истоков причин. Дело в том, что острая социальная болезнь охватила весь организм буржуазного общества. Когда этот организм порождает новые клетки, он неизбежно отравляет их ядом буржуазного разложения. Молодые клетки сопротивляются и не хотят погибать вместе с обреченным организмом.

Абсолютное отрицание всех и вся, стихийные формы сопротивления приводят к разобщенности, озлобленности и неверию.

Организованные формы сопротивления, наоборот, могут привести и приводят в общий лагерь борьбы рабочего класса и прогрессивных слоев человечества против всего строя социального неравенства, эксплуатации и войн, ставших историческим анахронизмом.

Эта часть молодежи начинает понимать, что подлинный «золотой век» человечества не в прошлом, а в будущем — на путях борьбы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены