Молодежь запада перед выбором

Г В Осипов| опубликовано в номере №976, январь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Наше социальное равенство,— пишет в своей книге один из крупных социологов Америки, Роберт Мертон,— по сути дела, опровергается».

Социологические исследования показывают, что именно пропагандирование стимула успеха, стимула богатства для всех приводит к росту преступлений. Ибо классовые различия ограничивают возможность заполучить богатство, добиться успеха честным путем.

«Аморализм и преступность,— заявляет американский социолог Талькот Персоне,— являются своеобразным выражением тех моральных ценностей, которые господствуют в Соединенных Штатах Америки».

Существуют и другие социологические теории, которые служат заказчику, стараясь сохранить и улучшить капиталистическую систему.

Большое распространение получила концепция, согласно которой в неприспособленности молодого человека к существующим социальным условиям виновата семья.

Ее защитники считают, что молодежь современного общества находится среди двух несовместимых структур: семьи, воспитывающей дружеское участие, взаимопомощь, и общества, где отношения участников подчинены законам соперничества и скрытой вражды. Представления, сложившиеся в детстве, вступают в противоречия с нормами, установками общества. Отсюда, утверждают западные социологи, проистекают цинизм, апатия и пр.

Общий недостаток этой концепции в том, что с позиций буржуазных теоретиков общество рассматривается вне движения. Поэтому главная задача видится в прислособлении человека к нему.

Это правда, что капиталистическое общество противостоит семье как движущая сила. Но решение поставленной проблемы заключается в том, чтобы путем преобразования общества превратить его из силы противостоящей в силу, служащую человеку, в силу, обеспечивающую реализацию жизненных интересов и потребностей человека. Попытки вывести кризис молодежи из формального анализа семейной ситуации вне связи с обществом, породившим эту ситуацию, являются несостоятельными.

Данные говорят о том, что теоретическая модель «семья — общество» слишком абстрактна и не может объяснить реальные социологические процессы, происходящие в среде молодежи.

Другая часть теоретиков делает попытку объяснить кризис молодежи понятием теории «постарения общества», в соответствии с которой повышение роли старшего возраста в активном населении якобы затрудняет нахождение молодежью своего места.

Как обстоит дело в действительности? Продолжительность жизни людей за последнее время действительно возросла. До так называемой «демографической» революции, которая началась в конце XVIII века, средний возраст ребенка, когда умирал его отец, равнялся двадцати годам. Сегодня у двадцатилетнего юноши, как правило, живы оба родителя и часто родители родителей.

Взрослые убеждают, что он должен повременить, подрасти, поучиться и ждать,. пока вступит в жизнь со всеми вытекающими отсюда правами.

Когда наступает это время и человек вступает в сферу активной жизни, то он обнаруживает, что все места уже заняты, а имеющийся у него опыт уже устарел. Если ему удается найти место в жизни, то нередко оказывается, что продвижение по служебной лестнице значительно затруднено, нет вакансий.

Один из французских демографов утверждает, что социальная структура общества обусловлена увеличением средней продолжительности жизни. Сторонниками этой теории являются некоторые зарубежные социологи, которые проводили эмпирические исследования среди дипломированных специалистов в возрасте от 21 до 29 лет, только начинающих свою карьеру, и инженеров, приближающихся к возрасту 60—64 лет. Они установили, что люди занимают руководящие должности главным образом в конце своей карьеры.

Среди молодежи от 21 до 29 лет директоров, главных инженеров, генеральных секретарей насчитывается всего 3 процента. А среди людей от 60 до 64-летнего возраста их 32 процента.

Таким образом, доказывают сторонники этой теории, в условиях капитализма в большинстве случаев более одаренные и образованные молодые люди оказываются в подчинении у менее подготовленных только вследствие своего возрастного положения, что, естественно, вызывает недовольство молодежи. Старшее же поколение старается дольше удержать завоеванные позиции и противостоит служебному продвижению молодежи.

В этом-де и кроются социальные корни взаимной зависти и неприязни, социальные корни реального конфликта поколений.

Научная несостоятельность этой концепции заключается в том, что социальный конфликт подменяется здесь конфликтом возрастным, конфликтом биологическим. Возраст является только предпосылкой, а не причиной конфликта поколений. Известно, например, что в капиталистических странах весьма высок процент безработных среди молодежи. Причина этого, конечно, не в том, что все места заняты более старшим поколением, а в общих условиях и законах развития капиталистического общества.

Концепция постарения общества хотя и заостряет внимание на важных аспектах социальной жизни, но в ее изолированном рассмотрении уводит на ложный путь, затушевывает антагонизм, порожденный классовой структурой капиталистического строя.

Пытается объяснить кризис молодого поколения и так называемая концепция молодежной субкультуры. Термин звучит серьезно. Что же стоит за ним?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены