Молодежь — Наука — Производство

А Лиханов| опубликовано в номере №984, май 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Профессор Алабужев заведует кафедрой теоретической механики. Пытаюсь представить себе доску, испещренную меловыми формулами, заумными выкладками, а рядом с профессором — его ученика: бледного юношу, иссякшего в теоретических мытарствах... Но за дверью какая-то мастерская, приборы, измерители, молоток на столе. Сам профессор в синем рабочем халате скорее похож на «цеховое начальство».

— Не удивляйтесь, — говорит он. — Многие считают теоретическую механику меловой наукой, но мы с моими помощниками эту «аксиому» давно отбросили. Главная тема кафедры — работа электрических машин ударного действия. А попросту говоря, электромеханических молотков геологов, шахтеров, строителей. Борьба с вибрацией и ее использование. Многое делаем собственноручно. Нельзя удержаться от искуса поскорей видеть теоретическую задачу, обращенную, так сказать, в железо.

Я спрашиваю, как сформулировал бы профессор свое научно-педагогическое кредо.

— Ну что ж, — отвечает он, — для начала вспомним историю физики. Мне кажется, величие Дэви заключается не в том, что он изобрел лампочку, а в том, что среди своих студентов он нашел Фарадея. Пожалуй, с тех давних пор каждый учитель ищет среди учеников своего «Фарадея».

— КАК ЖЕ УЗНАТЬ ЕГО?

— Меня привлекает не тот, кто исправно учится, не пропускает лекций, хорошо сдает экзамены. Этого маловато... Боюсь, что не открою Америки, но меня привлекает в студенте прежде всего его стремление во всем сомневаться, ничто не принимать в науке на веру.

Никогда не забуду, как пришел ко мне студент Олег Алимов. Робко постучал в дверь и, переминаясь с ноги на ногу, попросил меня дать ему задачу. До сих пор помню ее: вращается бур, а сверху по нему бьют; сколько должно быть ударов за одни поворот бура, если он врубается в мрамор, диабаз, гранит?..

Не скажу, что студент щелкнул задачу, как орешек. Она потребовала от него и долгих раздумий и, пожалуй. бессонных ночей. Олег не отступился, решил ее. Задачка из области теоретической механики, она оказалась очень нужной для горной промышленности. Студенческая задача обратилась в диплом, потом в кандидатскую диссертацию, затем — в докторскую. Сейчас Олег Дмитриевич Алимов — член-корреспондент Киргизской Академии наук...

— ЛЮБОПЫТНАЯ ДИНАМИКА…

— Но не исключительная. Студент, который склонен к исследованию, непременно добьется своего. Если, конечно, у него достаточно воли, настойчивости, упорства. Я не раз убеждался: все студенты, которым какое-то внутреннее беспокойство не дает жизни, непременно будут отличными исследователями.

Толя Зуев тоже пришел ко мне студентом, тоже решал первую задачу. Блестящая инженерная интуиция помогла ему сделать серьезные разработки, он стал изобретателем, кандидатом наук. Сейчас Анатолий Кузьмич — мой коллега.

— НО НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИ ТАКИЕ СТУДЕНТЫ, КАК АЛИМОВ И ЗУЕВ? БЫВАЮТ ЖЕ ТАЛАНТЫ...

— Я против разговоров об инженерах с пеленок. Все гораздо сложнее. Мне кажется, студенчество — та пора, когда человек преобразует, я бы сказал, конструирует сам себя. И это — самое главное. Все зависит от того, как он себя сконструирует. Привыкнет быть просто хорошим студентом — тихим, исполнительным, аккуратным, — эти хорошие на первый взгляд черты могут обернуться неожиданной стороной. Сколько у нас тихих, спокойных инженеров, у которых сердце не болит за свое дело! Эти уж не перешагнут собственного порога, не прыгнут выше головы. Я таких людей ни понять, ни принять не могу. Считаю, что инженер — это прежде всего борец в технике, знаменосец научного и технического прогресса.

И студент должен себя готовить к этой — не боюсь высокого слова — миссии.

— ОДНАКО И ВУЗ ДОЛЖЕН СПОСОБСТВОВАТЬ ЭТОМУ?

— Бесспорно. При нашей кафедре существует студенческое конструкторское бюро. Его Задача именно эта — «форсировать» интерес студента к техническому творчеству.

В СКВ работает двадцать пять студентов. Они разрабатывают новые конструкции лодок-амфибий. Несколько лодок, идущих по воде, снегу, льду, уже сделано. Все — от нулевого, так сказать, цикла — руками студентов.

Кстати, студенческие конструкторские бюро существуют во многих вузах Новосибирска. Как правило, из студента-«эскебиста» получается знающий, творческий инженер.

— ВИДИМО, В СВЯЗИ С ЭТИМ И АСПИРАНТУРА ПРИ КАФЕДРЕ ИМЕЕТ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ?

— Я подготовил восемнадцать кандидатов наук. Пожалуй, половина из них пришла в. аспирантуру с заводов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены