Молодежь и сервис

Виталий Моев| опубликовано в номере №986, июнь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Одна из таких проблем — очень важная — прямо адресована нашим читателям.

Молодому — молодеть

В репортажах с ударных строек, с новых заводов, из районов освоения так часто подчеркивается преобладание молодежи, что иногда подумаешь: «А надо ли повторяться? Разве бывает иначе?..»

К сожалению, бывает.

Бесспорно, что бытовое обслуживание тоже становится одним из наших горячих, ударных цехов. А вот молодостью сил оно пока далеко не блещет. У меня стоит перед глазами посещение цехов «дома быта» в маленьком Суур-Яани. Сапожная мастерская: за одним столом уверенно орудует рыжий вихрастый парень. Но место напротив пустует. «Отсюда человек вышел на пенсию». Вязальное отделение: от станка как-то мягко и словно бы виновато улыбается седая как лунь женщина. «Вот ухожу... Годы...» Швейное ателье: как всюду, большие закройные столы, ширина их навязчиво подчеркивает целых два пустующих места. «Прекрасные были мастера... проводили на отдых». Что ж, жизнь течет, но где смена? Передать дело старым мастерам частенько некому.

И Суур-Яани на этот счет не исключение.

Тарту. Город подчеркнуто «моложавый». Университет, сельскохозяйственная академия. На улицах пестро от цветных фуражек студентов. Девушки, пожалуй, чаще бегут с портфелями или папками, нежели с сумочками. Молодежная клиентура несколько даже влияет на самообслуживание. Например, эти же девушки с папками большие заботницы о прическах. Поэтому в Тарту уже сейчас существенно больше парикмахерских, чем в других эстонских городах. Больше, а все же не хватает, и не хватает в парикмахерских мастеров.

По контрасту с множеством молодежи в городе бросается в глаза, как редка она на предприятиях бытового обслуживания. В комбинате «Эду» свыше двух третей работников старше тридцати пяти лет. Комсомольцев шестьдесят человек. Об этом маленьком, но деятельном ядре мы еще вспомним, а пока просто отметим: 60 комсомольцев на 600 работающих.

Рассуждая вообще, нетрудно представить, как складывалось исключительное положение с работниками в бытовом обслуживании. Можно даже пофилософствовать над необычной историей этой сферы. Здесь надолго зажилась старинка, невзрачное ремесленничество, когда вокруг с курьерской скоростью стали расти отрасли массового производства. Добрых молодцев, естественно, тихая жизнь не приманивала. В скольких литературных повествованиях проходили перед нами характерные фигуры то горбуна-портного, то сироты-белошвейки, то вдовицы-прачки. Отрасль служила убежищем для обиженных судьбой.

Да если и не оглядываться далеко назад, разве не памятно, как после войны бытовое обслуживание стало безотказно привечать у себя ваших инвалидов, давало дело и уверенность в себе людям с неполной трудоспособностью. Оно, обслуживание, и в этом сохраняло доброту к человеку.

И вот новое действие, вот резкая смена декораций. Сфера-золушка заявляет современникам о своих огромных правах. Все прогнозы сходятся на том, что обслуживание, или, как широко говорят, «область третичной деятельности», будет лавинообразно превращаться в одну из самых многолюдных арен труда. На Всесоюзном совещании молодых работников бытового обслуживания называлась, к примеру, такая сенсационная цифра: в ближайшее время сервису потребуется каждый четвертый выпускник школы!

Крутые перемены, крутое переустройство. Старым порядкам остается побыстрее стареть, а молодому фавориту — сервису — молодеть, в том числе молодеть и по возрасту работников.

Иногда от парней и девушек, работающих в обслуживании, приходится слышать, что с их профессией скучновато живется. Что же скучно? Само дело? Но вспомните, как интересно, с множеством «придумок» работают бытовики Эстонии. Пробуй, ищи ключи к интересам человека — нет, работу здесь теперь уже никак не сочтешь скучной, она целиком зависит от живости, от инициативы, от связи с людьми. Тогда, может быть, скучна не работа, а обстановка, атмосфера? Так оно чаще всего и есть. Но кому же, как не молодежи, задавать тон новой музыки?

Теперь уместно вернуться к шестидесяти комсомольцам «Эду». Их секретарь Эллен Пяйвисте рассказывает выразительную историю.

В бытовом обслуживании ведь так: два-три человека сидят в одном месте, на приемном пункте, еще горстка людей — в другом и т. д. Если обыкновенное производство естественно сближает людей, компонует коллективы, то обслуживание нередко, наоборот, по необходимости разделяет, разлучает работников. Действительно соскучишься. Как же быть? Комсомольцы «Эду» стали строить работу на том, чтобы почаще собирать ребят вместе — потолковать с руководителями производства, повеселиться, помериться в спорте и просто отдохнуть. Часто наполняется красный уголок (а скоро будет свой клуб). Летом на субботу — воскресенье автобус комбината увозит молодежь за город. Предпринимаются поездки и подальше — к коллегам в Пярну, на остров Саарема, в литовский Паневежис. Как раз из Литвы вернулись не так давно, теперь, должно быть, и гости были уже с ответным визитом.

Как будто ничего особенного. Но подкупает, как метко прилажена программа действий к условиям. И вот результат: руководство комбината уже не жалуется на текучесть молодежных кадров, а вслед за этим, думается, последует и приток молодежи в дружный коллектив.

В таком притоке, как говорилось, обслуживание очень заинтересовано, но порой само еще не умеет его вызвать. Мне хотелось бы заметить здесь, что как раз у сервиса есть особенность, облегчающая ему контакты с молодежью. Эта особенность — в характере труда. С сервисом молодой человек может посотрудничать, познакомиться еще до овладения постоянной профессией.

Вот как поступают пражские студенты. Они переписывают «таланты» товарищей, берут на заметку, какую работу человек может делать время от времени для приработка. В картотеках значится «готов репетировать по физике», «может посидеть с ребенком», «подходит для редактирования документов», «владеет переводом с английского». Как только в бюро услуг поступает подходящий заказ, его передают добровольному исполнителю.

Я рассказал об этом директору «Эду» Альфреду Вейсману и рад был увидеть, как мы поменялись ролями — директор взялся за блокнот: «Хотя наш профиль — промышленные услуги, но очень интересно». А разве для других бесполезен этот пример?

Или еще. Не однажды публицисты брались писать, что наши подростки слишком отгорожены от мира труда и заработка, слишком вдруг окунаются в него, прийдя на работу. Что зазорного, если старшеклассник, чем болтаться на улице, поможет семье посильным и не слишком регламентированным трудом? Зазорного ничего, но где найти такой удобный труд?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены