Молодая фабрика

Федор Малов| опубликовано в номере №103, июнь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

МЫ отворили дрожащую от сотрясений и грохота дверь и вошли в главный механический цех, загроможденный работающими машинами.

Сквозь движущуюся паутину приводных ремней - от трансмиссий к станкам - видны сосредоточенно застывшие фигуры рабочих. Они стоят за своим станками и верстаками неподвижно и тихо, как голубые кусты в безветренный вечер, в легких ярко - голубых халатиках.

Словно селившаяся змея из травы, шипит около меня динамо - машина крапчато - медным коллектором. Искрящиеся щетки трещат и уркают, точно на согретой солнцем крыше голуби. И один за другим, один за другим, с чавканьем и улюлюканьем, гоняются «а шкивах ремни. Гоняются, а разве догнать им друг друга!

Молодой вольтажист растрепавшейся тряпкой бережно вытирает верблюжий хребет динамо. Его замазанные олеонафтом руки ловко шмыгают взад и вперед, желтясь под лампочкой свеч в четыреста.

- За машиной надо всегда ухаживать, - говорит Сенька, молодой слесарь, недавно выпущенный из фабзавуча. - Почистишь ее да промажешь, и поработает она, послужит!

- Человека в грязи подержи, и то испортится, - говорит вольтажист, не отрываясь от дела. - А - машина, известно, ухода требует.

И Сенька - мой провожатый, - повел меня дальше между фрезерных и штамповальных станков. Он в цехе свой человек, окликали и спрашивали его со всех сторон. Но по - пустому никто не звал. Рабочие от работы не отрывались, и только оглядывали нас мельком.

Сенька вел и показывал направо и налево, на станки, машины и приспособления. Попутно он рассказывал мне обо всем.

- Вот в цехе у нас теперь все молодежь больше, а как мы этого достигли, ты не знаешь. Ведь прежде, чем установить молодого около станка, надо сначала пройти с ним особую выучку, навык. А то парень в неделю испортит станок и продукцию никудышную даст. Тоже и с трудовой дисциплиной. Следить приходится за каждым, чтобы не расхлябывались, ну, тогда кое - что и получится. Опять же и все вопросы производства на совещаниях со всех сторон будоражим. Выдвижение, рационализация, экономия или нововведения, - все через производственные совещания проходит. Жаль вот только, - грустно закончил Сенька, - что теперь они немножко отпадать стали. Это нехорошо. Здесь нужно в первую очередь подтянуться.

Их сто, всех станков и машин в этом цехе. И ровно столько же и рабочих. Но ни в одном быту нет такого тесного родства между производством и человеком. Здесь биография каждого рабочего упирается в какой - либо станок или машину. А зачнешь говорить о машинах и станках, - выдвигается на первый план опять - таки рабочий.

- Этот станок из пожара вытащили, - показывает Сенька.

Потом берет меня за руку и поворачивает к другому станку:

- А вот этот ремонтировался с незадачей несколько раз под ряд. Не думали, что и толк будет, испорчен был до последней крайности. А все ж своего добились: работает.

Сенька рвет меня то туда, то сюда, не дает на чем - нибудь остановиться.

- Нет, ты вот на это смотри! - орет он. - Здорово ведь, а?

- Сюда смотри, сюда! - кричит он через секунду. - Будет на то смотреть, это еще хлеще. Глянь!...

И я смотрю на громадный строгальный станок.

- У этого не было механической подачи на резец, а ручная сноровка супротив науки и техники - ерунда! Трата времени, труда и денег! Только и всего.

Каретка этого страшного исполина, скрипя клыком резца, судорожно ползает на железном брюхе у ног своего повелителя - наблюдающего рабочего. Почти дюймовая полоса железа, сострагивается с легкостью картофельной скорлупы, и под ползающей кареткой копится гора сероватой сверкающей стружки. - Видишь, как строжет. Что угодно срежет, только подлаживай.

И наблюдает над этой гигантской работой всего лишь один рабочий, преспокойно сидящий у тесового шкафчика, не выше табуретки. Это его столик. На нем сегодняшние номера «Рабочей Газеты», «Правды» и «Рабочей Москвы». И потом, когда мне пришлось ближе присмотреться к обстановке цеха, я всюду замечал эти небольшие столики перед каждым рабочим.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мы путешествуем

Шесть туристических маршрутов

Вперед к еще большим достижениям

Речь. т. А. Мильчакова, перед закрытием VIII съезда ВЛКСМ 16 мая с. г.