Мой первый репортаж

Николай Озеров| опубликовано в номере №882, февраль 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Репортаж о футбольном матче — это не только «мяч направо», «мяч налево». Время от времени хорошо рассказывать и еще что-то интереснее. В такого рода вставках я обычно знакомлю радиослушателей с биографиями выступающих спортсменов, рассказываю о судье матча, о тактике игры, новостях спорта. На каждую очередную пробу я стал готовить по 10 — 15 вставок. Обычно все их использовать мне не удавалось, но это ведь и не обязательно.

Я взял себе за правило (и придерживаюсь его до сих пор) в день репортажа приходить на стадион за час-полтора до начала матча (еще во МХАТе приучили нас, актеров, заранее являться на спектакль: это позволяет настроиться, «загримировать душу»). На стадионе я и запасаюсь разными спортивными новостями.

...29 августа 1950 года руководство радио решило устроить мне дебют в эфире.

В любом новом деле лучше всего, не мудрствуя лукаво, «танцевать от печки». У нас, спортивных радиокомментаторов, такой «печкой» служат слова: «Внимание! Говорит Москва. Микрофон редакции «Последних известий» на стадионе...» Но во время моего первого репортажа эти слова сказал сидевший рядом Вадим Синявский и только после этого предоставил мне слово.

Иногда учат плавать довольно варварским способом: сбрасывают новичка из лодки в воду на глубоком месте — плыви или утонешь. Примерно в таком положении оказался и я. Во рту все пересохло, язык не поворачивается, зато руки и ноги ходят ходуном. Как завороженный уставился я на микрофон, и чудилось мне, что миллионы радиослушателей смотрят на меня. Смотрят и ждут.

Приятели часто подшучивают: чего уж тут сложного, говори себе и говори. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно не так уж сложно. Но только не в микрофон. Едва раздается сигнал, означающий, что ты в эфире, какая-то огромная тяжесть неведомо откуда наваливается на тебя.

Микрофон — всего-навсего молчаливый кусочек железа — огромная таинственная сила! Меня микрофон заставил сделать доселе, казалось, невозможное: я начал успевать за ходом матча, — но микрофон в то же время может и вообще лишить дара речи, прибавить немало седых волос.

Он лишил меня дара слова во время моего первого репортажа. Возникла пауза. Длинная. Томительная. Почему-то вспомнился дебют на сцене Художественного театра в «Пикквикском клубе». «Не пойду на сцену, ни за что не пойду», — засела у меня тогда в голове мысль. Народный артист СССР Анатолий Петрович Кторов подтолкнул меня легонько на сцену, и дальше все пошло хорошо.

...В это время Вадим Святославович Синявский обнял меня и дружески похлопал по плечу. Я вступил. Потом стало легче.

После моего первого репортажа пришло сорок писем. В 36 из них меня подбадривали, три содержали в основном критические замечания, а в сороковом письме одна девушка из Тулы разносила новичка в пух и прах. Особенно возмущена она была тем, что «какой-то» Озеров мог позволить себе упреки по адресу ее любимца — футболиста ЦДСА Алексея Гринина. Письмо тулячки было сердитым, но в одном она была права: в репортаже следует говорить с уважением о спортсменах.

Я сам прошел большой и нелегкий путь в спорте. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-то добьешься.

Легче всего радиокомментатору поругать спортсмена: и то он не умеет, и это у него не получилось. Еще соблазнительнее высмеять: вот, мол, растянулся в луже (а футболист в этот момент самоотверженно бросился под удар). Надо всегда быть добрым к спортсменам, о которых рассказываешь. Ничего нет страшного и в критике. Только должна она быть доброжелательной, а не походить на разнос или брюзжание. Спортсмены — труженики. Они заслуживают доброго к себе отношения. Об этом я стараюсь не забывать, когда включаю микрофон.

И еще очень важно быть объективным. У каждого любителя футбола есть «своя» команда. Могут быть симпатии и у радиокомментатора. Это естественно. Но во время репортажа надо забыть о них, быть предельно объективным. Малейшую фальшь моментально заметят миллионы радиослушателей.

Только в одном случае можно и нужно быть болельщиком: когда советские спортсмены встречаются с иностранными. Сколько раз мне приходилось переживать это: на чужом стадионе, за много тысяч километров от Родины, в окружении чужих, фанатичных болельщиков, как львы, сражаются наши ребята за честь советского спорта…

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены