Мир балерины

Анна Илупина| опубликовано в номере №1149, апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Ханжа тот, кто отрицает в актере жажду успеха. А кроме того, аплодисменты дают балерине возможность перевести дыхание, что бесконечно важно, – говорит взрослая Плисецкая.

И наверняка тогда, на далеком Шпицбергене, в восприимчивую душу девочки запала ни с чем не сравнимая любовь к Пушкину. Пройдет более 30 лет, и, отвечая на стандартный вопрос «Каких художников вы предпочитаете?», Майя Плисецкая восхищенно воскликнет: «Пушкина! Мне бесконечно дорога его личность, близок его характер... Смерть Пушкина – рана, которая не затягивается. Мне кажется, что его убили вчера... Я часто ловлю себя на мысли: как жаль, что Пушкин не видит великих и гуманных проявлений человеческого духа в наше время!»

...С выступления в пушкинском спектакле началась карьера драматической актрисы Майи Плисецкой. Ее внешние данные, пластичность и голос, который впоследствии обрел «виолончельную» глубину, не раз привлекали режиссеров драмы. Заканчивая балетную школу в 17 лет, она едва не соблазнилась предложением главного режиссера театра имени Евгения Вахтангова Рубена Симонова, который приглашал ее в труппу театра. Сравнительно недавно руководитель Театра сатиры Валентин Плучек предложил ей сыграть главную роль во французской комедии «Ангелочек». Начались репетиции. Но Плисецкая отказалась от этой работы, ибо она слишком много времени отнимала у балета.

В творческой жизни Майи Плисецкой важную роль играет кино. Отснято 16 фильмов документальных и художественных (в том числе «Анна Каренина», где она исполнила роль Бетси) – с ее участием. Дебют Майи Михайловны в кино состоялся в комсомольском фильме «Юность мира», посвященном молодежному фестивалю (Плисецкая танцевала «Лебедь» Сен-Санса).

Сейчас на «Мосфильме» закончилась экранизация балета «Анна Каренина». В этом спектакле Большого театра балерина не только исполнила заглавную роль. Она снова дебютировала, на этот раз как балетмейстер, в первом воплощении романа Толстого на хореографической сцене...

Лебедь и другие

Впервые «Лебедь» был исполнен Майей в предвыпускном классе хореографического училища. Сен-Сане предшествовал Чайковскому. Дебют на сцене ГАБТа в «Лебедином озере» состоялся не в центральной партии. Она танцевала одного из трех лебедей второй картины. Потом выступала в па-де-труа. Потом было еще восемь партий: от феи Виолант и феи Сирени в «Спящей красавице» Чайковского до феи Осени в «Золушке» Прокофьева... Только на пятый сезон работы в Большом Майя станцевала Одетту – Одилию.

И этот дебют стал ярким событием в мире танца. Пожалуй, только премьера «Кармен-сюиты» может сравниться с ним по своей значимости. А между этими балетами – целая жизнь выдающейся танцовщицы нашего времени.

– Были ли неудачи?

– И немало, – отвечает Плисецкая на мой вопрос – Например, партия Заремы в «Бахчисарайском фонтане», балете с очень бедной хореографией.

Пылкая, мстительная Зарема и нежная, хрупкая Мария – антиподы. Для меня – любительницы крайностей – эти пушкинские характеры необычайно привлекательны. Но в балете они не нашли танцевального раскрытия. Следующая неудача – Девушка-птица в «Шурале» – сказке, немного напоминающей «Лебединое озеро». Затем Маша в «Щелкунчике»: эта героиня не мой тип. Ее детскость не для меня. И вообще, если что-то в балете не находит отзвука в моей душе, то танец у меня не получится.

Майя не кокетничает. Она всегда говорит правду о себе. И тем не менее трудно поверить, что у нее что-то может не получиться.

Еще в младших классах училища Майя Плисецкая обратила на себя внимание. Запомнился ее Китайчонок в миниатюре Леонида Якобсона «Конференция по разоружению». В финале номера Китайчонок от страха забирался под стул – зал хохотал и аплодировал без устали. В 13 лет, исполняя вариации из старинного классического балета «Пахита», Майя поразила всех прыжком: высокий, со «шпагатом» в воздухе, он выглядел неожиданной, сенсационной новинкой. В «польском акте» оперы Глинки «Иван Сусанин» она солировала в Вальсе, и каждое ее движение было струящимся, переливающимся, редкостно музыкальным...

В театре, помимо широко известных ее достижений в классическом репертуаре, необходимо назвать великолепно сделанную заглавную партию в балете Вахтанга Чабукиани на музыку Крейна «Лауренсия» (по «Овечьему источнику» Лопе де Вега). Далее: Эгина в «Спартаке» Игоря Моисеева и Фригия в «Спартаке» Леонида Якобсона. Снова антиподы. Снова крайности: римская куртизанка и мужественная подруга вождя народного восстания. Разная пластика, разное эмоциональное наполнение танца, противоположные характеры. И только сила таланта одинакова.

Совсем новый образ – в миниатюре на музыку Прелюдии ми-бемоль минор Баха. Балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василев создали этот танец специально для Майи Плисецкой. Она предстала в нем романтически возвышенной, утонченной, освещенной строгим и ясным светом глубокого, мудрого размышления...

К числу лучших созданий балерины относится и все, что связано в нашей хореографии с Востоком. В ней живет тайна вечного очарования сказок Шехерезады. К сожалению, она еще не обратилась к одноименному балету: время Плисецкой расписано по дням и минутам. Но взгляды балерины (и слух ее) постоянно обращены к лучшим балетам прошлого, настоящего, будущего. Поэтому вовсе не исключено, что мы увидим ее интерпретацию «1001 ночи»...

А пока мы обращаемся к благодарной памяти, которая сохранила нам «Восток Плисецкой»: непревзойденную Персидку в «Хованщине», Волшебную деву из сцены соблазнов «Руслана и Людмилы», Жар-птицу из одноименного балета Фокина – Стравинского...

А в перспективе – начало...

Настало время ответить и на другие вопросы, которые мы задали в самом начале. Балерина Майя Плисецкая исполнила 35 партий. Учитывая ограниченность репертуара, данная цифра намного превосходит «показатели» других балерин. В каждом сезоне Плисецкой необходимо в среднем 320 пар балетных туфель.

– Но статистика и искусство – слишком дальние родственники...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены