Михаил Шолохов

Валентин Осипов|25 Мая 2015, 14:37| опубликовано в номере №1807, май 2015
Шолохов
  • В закладки
  • Вставить в блог

 Проживаю здесь, в лесу,

 Не люблю одну лису.

II. Судьба рассказчика – судьбы рассказов

Эпизоды необычной биографии

 Школьные учебники многое замалчивают в рассказе о  жизни и творчестве Шолохова.  Вот одна из малоизвестных линий -  каким он был рассказчиком.

 1. Вхождение в литературу

 ...1923 год, ему всего 18 лет. Приехал в Москву с Дона. Решил  входить в литературу  через  ту группу молодых писателей, которая скучковалась вокруг  журнала «Молодая гвардия».  У него уже на бумаге два-три рассказа-рассказика. Вдруг здесь прочтут и  скажут правду - стоит ли заниматься литературой? Когда пришел, поздоровался, не ручкаясь, подивил  казачим обличьем - был в  «кубанке» и в гимнастерке  с узорчатым пояском. Ему сказали: читайте, пожалуйста, вслух для всех. Честь оказана! Но все равно поджилки трясутся, хотя обычно непужлив. Как происходило это прилюдное -  первое - свидание с литературой  запомнил  один работник журнала:

 Был Шолохов крайне застенчив, читал невыразительно, однотонно, неясно выговаривая слова…  Отдавал дань тогдашней манере письма: короткая фраза, густая образность, подчеркивание колорита…Вместе с тем его рассказы не были похожи на те, какие писали тогда пролетарские писатели…

 …Публичное вхождение в литературу началось с фельетона, но – выделю! - особого смысла. 19 сентября 1923 года. Газета «Юношеская правда», боевой рупор-орган ЦК и Московского городского комитета комсомола. Здесь появляется подпись «М.Шолох» под фельетоном  «Испытание» с подзаголовком «Случай из жизни одного уезда в Двинской области». Двинская область: так это  для сведущего читателя маскировка, чтобы  обозначить Донскую  область.  По стилю и сюжету явно кое-что от Чехова: дорожные приключения, возникшие для попутчиков на совместной деревенской подводе. Один из них секретарь комсомольской ячейки, второй торговец-нэпман.

 Фельтон никакими особыми изысками-изяществами  не блещет  и до ехидных баек деда Щукаря ему ох как еще далеко. Шолохов  этот свой первый опус  никогда в будущем  не  поминал. Но явно  зря, ибо в нём  две значимые особенности.

 Это неприятие  грязных  приемов при проверке  на чистоту политических взглядов. Отважны автор и редакция: они противопоставили себя постановлению ЦК комсомола о проведении политпроверки комсомольцев. В фельетоне  секретарь уездного комитета дал задание  торговцу,  во что бы то ни стало, спровоцировать юного попутчика на откровения: «Узнайте его взгляды на комсомол, его коммунистические убеждения. Постарайтесь вызвать его на искренность и со станции сообщите мне».

 Это  возмущенный отклик на  богемную жизнь, тогда, когда страна еще не оправилась от  недавнего смертного голода. В фельетоне диалог: « На выставку?..» - «Да». Затем  грубо, жестко, но понять такие чувства Шолохова, пережившего голод на Дону,  можно: «Людям жрать нечего, а они – выставку».

 2. Охотничьи рассказы

 ...1932 год. «Написал несколько охотничьих рассказов». Такую строчку вывел Шолохов  в автобиографии.  Истинно сенсация!  Но где эти  рассказы? В печати их никто не видел. Если уничтожены, то зачем и почему? Сколько же тайн порождено необычным шолоховским характером.

 Охотничья страсть  Шолохова, однако же, проявляется и в этом году. Вот пишет приятелю: «Где обещанная мне кривая трубка? Кстати: не подумайте, что я хочу копировать хозяина, упаси бог! (Намек на Сталина, курившего трубку.-В.О.).  Ходишь с ружьем, и кривая трубка не отягощает зубы, касаясь подбородка, а прямую надо держать, стиснув зубы, в руку же взять нельзя, руки заняты ружьем. Понимаете?»

  Ещё одно письмо:  «На той стороне Дона, в степи, верстах в 80 от Вёшек увидел волка. Поднялся он из травы... я стукнул его из винтовки... Он еще был жив, когда я подошел к нему... Он повернулся ко мне головой (какого же труда стоило ему занести задок!), прижал уши, клацнул два раза зубами. И вот не забуду его глаз. Такая в них была нестынущая ненависть, что как будто даже зрачки у него дымились... Мне после этого стало как-то не по себе».

  В этом же письме о том, как  выхаживал раненую стрепетку, да не без юмора: «На дню по три раза хожу за станицу ловить ей кузнецов (кузнечиков - В. О.), к вящему удивлению баб, которые зело недоумевали, видя меня (женатого-то человека) за столь детским занятием. Стрепетка вначале не принимала пищи, кормил я ее насильственно, а потом приобвыкла и стала пить из ложки и десятками пожирать кузнецов... Крыло у нее так и не срослось... Было такое ощущение, что я потерял родного, близкого сердцу человека...»

 ...1946 год. Он получает письмо от одного давнего своего приятеля-писателя:  «Собирается альманах (охотничьих рассказов) под редакцией моего друга, охотника и хорошего человека... Он меня очень просит просить у тебя рассказ... Писатели в сборник намечены серьезные... Не откажи, Михаил Александрович!..» И для заманки такая приписка: «О поездке на весеннюю охоту... Я напишу в дер. Басово, где я охотился на гусей... Живы ли мои гусиные профиля (совершенно необходимые для весенней охоты)? При встрече у меня за сибирскими пельменями (во что и я верю) подробно информирую тебя об условиях охоты...»

  Даже на церемонии вручения Шолохову Нобелевской премии  раздалось эхо его охотничьих увлечений. Секретаря комитета по премиям произносил: «Господин Шолохов, когда вам присудили Нобелевскую премию, вы занимались охотой на Урале и, по сообщению московской газеты, именно в день присуждения подстрелили одним выстрелом двух диких гусей... Но если мы прославляем вас сегодня как сверхметкого стрелка среди нобелевских лауреатов текущего года, то это оттого, что разговор о таких метких попаданиях имеет отношение к вашему творчеству...»

3. Еще два  сюжета с темой рассказов

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Нежный гений

3 февраля 1809 года родился Якоб Людвиг Феликс Мендельсон

Бунин

22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин

Господин неровных линий

26 июня 1852 года родился Антонио Гауди

в этом номере

Отец Лолиты

22 апреля 1899 года родился Владимир Владимирович Набоков

Планета по мени Андрей Белый

26 октября 1880 года родился Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)