Мертвецы

Дм Лебедев| опубликовано в номере №187, апрель 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Каждую весну в правых кругах русской эмиграции начинаются разговоры о «походе на Москву», мобилизации остатков «белой армии» и вооруженной интервенции. Каждый год, как известно, разговоры эти и слухи кончаются ничем, но целью своей они, по - видимому, имеют подогреть упавший за зиму дух в эмигрантских воинских организациях. В этом году «белая весна» началась чрезвычайно рано - уже в первых числах января».

Милюковскому органу нельзя отказать в большом запасе иронии. Но в ворохе безудержного генеральского бахвальства («мы готовы начать войну», «у нас - сто тысяч войск», «я с гордостью смотрю на мои войска» и т. д.) «Последние новости» не заметили - сознательно не заметили - двух любопытных обмолвок. Во - первых, «одна держава, желающая свержения большевизма, согласна оказать нам финансовую помощь». И, во - вторых, «в Париже существует белая военная академия, которая уже обучила 10 тысяч людей основам военного искусства».

Миллер, конечно, может и должен мечтать: больше ему ничего не осталось в его белом уединении. Но поведение «одной державы» нам кажется несколько странным, тем более, когда «одна держава», - это ведь вполне возможно! - сохраняет с нами определенные дипломатические отношения.

Старушка на пике

Когда же, когда же все - таки?..

Штаты «Возрождения», «Сегодня», «Руля» и поте лица изобретают все новые и новые восстания. Погоня за количеством неизбежно Сказывается на ухудшении качества продукции.

«Сегодня» начинает изобретать восстания в фантастических городах и селах, которых не «найдешь ни на одной карте и которые взяты напрокат из - произведений Салтыкова - Щедрина или из «русских» романов Жюля Верна. В долгие зимние вечера наши пограничники подчас с искренним изумлением узнают из белых газет о «колоссальных сражениях с восставшими крестьянами», выдержанных ими как раз в те дни, когда их больше всего обуревала скука. Они узнают о старушке, которая хотела бежать из СССР (и чего ей, как говорится, старушке, надо?) и которую они «подняли на пике». Ваня Плавнев в Бигосове долго и уморительно хохотал, когда я ему рассказывал об этой старушке. Ваня Плавнев - три года на границе и в жизнь не видал никакой старушки, да еще на пике. Потом, встретив меня в поезде, он снова подмигнул и сказал ехидно:

- На пике? Я ответил:

- Конечно. А может - на пропеллере? Он снова - захохотал, вызывая брезгливое недовольство едущих в поезде серьезных рижских тузов.

Чему верить, на что надеяться?

В «Руле» некий Юши посвящает целую поэму... примусу. Он утверждает, что эмигрант потерял сейчас всяких друзей, что у него остался единственный друг - примус. Немного.

«Возрождение» возлагает надежды на гипнотизм. Как говорили провинциальные престидижитаторы, «гипнотизм - это сила, которая сидит и дремлет внутри нас». Вполне серьезно «Возрождение» утверждает, что большевики держатся исключительно путем гипнотической силы. Они, мол, «омерячивают» народ. И «промпартию» омерячили, и насчет пятилетки омерячили и вообще. И ничего этого нет, а есть один только всесветный большевик, который сидит и всех омерячивает (!?).

А вот сын адмирала Макарова перешел в еврейство, стал Авраамом - бен - Авраамом и уехал в Палестину. Он утверждает, что только евреи спасут человечество. Уж если черносотенные зубры, пожавшие все лавры погромного искусства, доходят до подобных экспериментов, - значит, в болоте началась последняя стадия гниения.

Это конец

«Не будем притворяться, - пишет в «Последних новостях» старый фельетонный «король» Дон - Аминадо, - настоящего нет, все в прошлом... Скоро и нам на амплуа старой графини из «Пиковой дамы» придется сесть в вольтеровское кресло и только напевать дрожащим, надтреснутым голосом:

«Однажды в Версале»...

Ослепший фельетонный кот на окраинном эмигрантском заборе перекладывает с места на место свои ноющие облезлые лапы и мечтает, мечтает, мечтает...

«... Переминаются с ноги на ногу сказочные, огромные, в заиндевелых бородах кучера. Семь звезд Большой Медведицы голубым горят в черном небе. От лошадей - теплый пар. Вьются, падают, кружатся снежные хлопья.

«Однажды в - Версале»...

«... Настоящего нет, будущее сокрыто, все в прошлом. Жизнь оголилась, обескрылилась, стала злой, жадной, прожорливой. Живем мы скучно, живем мы грустно, живем жестоко»...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены