Мертвая хватка

Н. Плавильщиков| опубликовано в номере №48, февраль 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Она не может разжать их. Точно судорогой сведены ее челюсти, животное временно потеряло власть над ними. Пройдет некоторое количество времени — челюсти разожмутся сами. А пока — она висит на вас, крепко-крепко сжав челюсти...

Что такое эта «мертвая хватка» бульдога? Это один из способов самозащиты.

Мертвая хватка — один из способов самозащиты некоторых собак. Человек путем отбора увеличил эту способность и получил, в конце концов, такие породы, как бульдог.

Животное живет окруженное врагами, опасностями. Самозащита — необходима. И одним из лучших средств самозащиты у весьма многих животных является оцепенение. Животное при виде врага перестает двигаться: оно замирает на месте, как говорим мы. Эта неподвижность выгодна вдвойне: она во-первых, делает животное менее заметным вообще, а во-вторых, для врага исчезает главнейший повод для преследования — движение.

А человек? Ведь и про него говорят, что он «оцепенел от страха», «замер на месте», что у него «от страха отнялись ноги» и т. п. Впереди смертельная опасность, надо бы бежать, не тут-то было — он не может сдвинуться с места...

Все эти явления родственны. Все они — дети одного из способов самозащиты, дети так называемого защитного рефлекса.

Вам попала соринка в глаз — вы моргнули, попала пыль в горло — вы поперхнулись, закашлялись, слюна. Все эти «моргнули» «поперхнулись», «выделили слюну», все это — рефлексы, т.-е. ответы вашего организма на те или иные раздражания. И все эти рефлексы — врожденные. Никто вас им не учил; вы так и родились с ними. Есть .другие рефлексы, сложные или условные; они благоприобретены, они — результат выучки.

Каким рефлексом будет рефлекс самозащиты? Понятно — врожденным. Ведь животное никто не учил «замирать на месте» — это случается также без участия его воли, само собой, как и выделение слюны на кусочек пищи, попавшей в рот, моргание, чихание и т. д.

Рефлекс самозащиты в форме оцепенения, в форме замирания на месте, потеря подвижности — чрезвычайно распространенное явление. Целый ряд животных теряет подвижность при приближении опасности. Целый ряд животных «притворяется мертвыми» при виде врага.

По ветке дерева ползет жук... Опасность... Он поджимает лапки и падает. Возьмите его в руки — он не шевелится, лапки и усики поджаты к телу. Вы можете подергать такого «мертвого» жука за ножку — он не обнаружит никаких признаков жизни. А у некоторых насекомых вы можете даже оторвать эту ножку и насекомое не пошевельнется.

Можно и нарочно вызвать у животного такое состояние оцепенения. Возьмите курицу или петуха, посадите на стол, пригните голову к столу, проведите быстро толстую черту мелом по столу, начав от клюва птицы. Оставьте курицу — она будет тихо сидеть, совсем испуганная, и смотреть, не сводя глаз, на белую черту. Речной рак также годится для подобного опыта. Возьмите его, положите на спину и придерживайте так некоторое время, не давая ему перевертываться; после нескольких попыток перевернуться — он останется лежать неподвижно. Можно и так сделать: поставьте рака на голову и на согнутые клешни, слегка подогнув его брюшко (шейку). В такой несуразной и неудобной позе рак может простоять часами.

Легко впадает в состояние оцепенения и наша обычная лягушка. Нужно только положить ее на спину, придержать слегка ее передние лапки у груди, а задние — у живота и затем через минуту, другую отпустить руки — животное останется лежать без движения.

Если применить такой же прием к кролику, т.-е. взять его, положить на спину и придержать его конечности так, чтобы все попытки его встать оказались бесплодными, то иногда уже через несколько секунд кролик лежит без движения, с напряженными конечностями, застывшими в той позе, которую вы им придали. Стоит только ему повернуться на бок — все очарование рушится: кролик вскакивает и убегает. Но на спине он полежит несколько минут, и полежит совершенно неподвижно.

Много подобных опытов можно проделать с самыми разнообразными животными и всегда с одним и тем же результатом — животное, поставленное в крайне непривычное для него положение и напуганное этим, цепенеет и начинает шевелиться только спустя некоторый, нередко довольно значительный, промежуток времени.

Подобные явления нередко называют «гипнозом» у животных.

Какова же природа, каково происхождение всех этих явлений, что происходит в мозгу такого животного и в мозгу ли вообще кроется причина этого оцепенения?

Что в мозгу — выяснить не так уже трудно. Животное, лишенное больших полушарий мозга, уже не впадает в состояние оцепенения. Жук, которому отрезали голову (он не сразу и вообще уж не так скоро умирает от подобной операции), перестает притворяться «мертвым». Он не видит — возразите вы — опасности. Не в этом дело, — жук притворяется мертвым, цепенеет не только оттого, что он «увидел», он может оцепенеть и от щелчка пальцем, а для ощущения этого щелчка глаза не нужны. И вот безголовый жук упорно «не хочет умирать», сколько бы вы его ни щелкали.

Итак — при цепенении, притворении «мертвым», происходит что-то в полушариях большого мозга.

Что же именно?

Происходит так называемое торможение, т.-е. чрезвычайно быстрое и сильное задерживание работы головного мозга, именно той его части, которая заведует так называемыми произвольными движениями.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены