Мастера скрипки

Л Ларский| опубликовано в номере №536, сентябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

На стене в мастерской смычковых инструментов при Государственном ордена Ленина Академическом Большом театре СССР в Москве висят вышедшие из ремонта скрипки. Одна из них выделяется нежно - золотистым лаком верхней деки и окаймляющей её тончайшей инкрустацией - черным усом.

- Страдивари? - обращается к мастеру Георгию Алексеевичу Морозову посетитель - музыкант.

- Нет, не Страдивари, - отвечает мастер. Посетитель снимает со стены скрипку, трогает струны и восхищается:

- Она чудесно звучит!

- Это наша, советская скрипка, - говорит с гордостью мастер, скромно умалчивая о том, что эта скрипка создана им.

Он замечает лишь, что она включена в государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов при Комитете по делам искусств СССР.

Эта коллекция существует с 1919 года. В ней представлены русские и иностранные мастера как прошлых времен, так и позднейших поколений, вплоть до наших современников.

Мастер рассказывает о конкурсах, на которых советские скрипки состязались с итальянскими. За годы советской власти таких конкурсов было два: в 1926 и 1933 годах. На обоих конкурсах скрипки советских мастеров - Витачека, Подгорного, Косолапова, Морозова, Фролова - заняли пять первых мест, «итальянец» Бергонци вышел на второе место, а прославленный Страдивариус... на шестое.

- Это не значит, - говорит Морозов, - что итальянские скрипки плохи. Но сама жизнь опровергла ложное представление, будто ценность скрипки определяется, между прочим, и давностью пользования ею и что чем больше скрипка обыграна, тем якобы она обязательно будет лучше звучать. Не забудьте, - продолжает Морозов, - что в продолжение своей долгой жизни многие старинные инструменты перенесли немало реставраций и ремонтов, что они залапаны и перезалатаны. Это не может не отразиться на качестве их звучания. Ведь вот наши советские скрипки, иные из них совсем еще юные, а они успешно конкурируют с так называемыми классическими образцами»

Еще свыше 100 лет тому назад русский мастер Иван Андреевич Батов, крепостной мужик графа Шереметева, создавал инструменты, завоевавшие их автору мировую славу. На них играли не только русские артисты - его современники композитор Львов, скрипач Иван Хандошкин, тоже из крепостных, первый переложивший на ноты с вариациями и сам же исполнявший на скрипке русские народные песни, и другие. Инструменты Батона, несмотря на их высокую стоимость - до 2 тысяч рублей, - охотно приобретались такими европейскими знаменитостями того времени, как польский скрипач Липинский, француз Роде, немецкий виолончелист Ромберг и другие.

На инструментах Батова и сейчас играют видные советские музыканты.

Однако и Батов был не первым русским мастером совершенных смычковых инструментов. Так, установлено, что у Батова был учитель - московский мастер Владимиров, почти современник Страдивариуса.

Большую роль в совершенствовании отечественной скрипки сыграл русский мастер Анатолий Иванович Леман (1859 - 1913 годы). Это был пытливый исследователь - экспериментатор. В своих мемуарах он рассказывает, что за 30 лет сделал около 450 сортов лака, чтобы найти нужные составы для изготовления инструментов.

На инструменты Лемана был большой спрос как в России, так и за границей.

Во второй половине XIX века в Киеве работал талантливый скрипичный мастер Павел Жилинский. Его учеником был Даниил Томашев. в 1900 году перенесший свою деятельность в Москву, а у Томашева учился наш современник Георгии Алексеевич Морозов.

Вместе с Г. А. Морозовым а мастерской Большого театра работает Николай Михайлович Фролов. Оба они, уже зрелые мастера, получили возможность широко развернуть свой талант лишь при советской власти.

Уже в первые годы после Октябрьской социалистической революции - в 1919 году - одновременно с созданием коллекции уникальных музыкальных инструментов была организована единственная в СССР и первая в мире государственная школа мастеров смычковых инструментов, а с 1922 года на базе этой школы при Государственном институте музыкальных наук (ГИМН) были созданы экспериментальные мастерские. И школой и мастерскими руководили такие выдающиеся мастера, как Е. Витачек и Т. Ф. Подгорный. Одна из этих мастерских в настоящее время находится при Комитете по делам искусств СССР, и в ней работает крупнейший мастер наших дней Я. И. Косолапое.

Недавно скончавшийся Е. Витачек (1879 - 1947), один из знатных скрипичных мастеров, много сделал для развития советского инструментоведение. Сам он создал 400 скрипок, альтов и виолончелей, на которых играют крупнейшие музыканты в СССР и за границей.

Соратник Е. Витачека, основатель школы музыкальных мастеров Тимофей Филиппович Подгорный, считает себя продолжателем А. И. Лемана. Ему сейчас 77 лет. Неутомимый исследователь и новатор, он не только воссоздаёт старинные инструменты (например, семиструнную виолу, предшественницу современной скрипки), но и новые инструменты, как, например, «тенор» - нечто среднее по размерам между альтом и виолончелью.

Таковы москвичи. Но ими не ограничивается круг мастеров, усилиями которых русская концертная скрипка беспрестанно совершенствуется. В Ленинграде работают замечательный мастер Зедлик и ученик Витачека архитектор Ушаков; во Владивостоке - Георгий Пальчиков, в Орджоникидзе - Александр Полянинов и т. д.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены