Марокко

В Якубович| опубликовано в номере №37, сентябрь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ державы охватили Марокко тесным кольцом своих владений. Достаточно взглянуть на границы. С севера, вдоль побережья Средиземною моря, французское и испанское Марокко и уголок «международного свободного порта» - Танжера, с востока - французский Алжир, с юго - востока - часть Сахары под французским протекторатом, с юга - испанская колония - Золотой Берег.

Только на западе бьются о древний берег свободные волны Атлантики, но и здесь угроза: флот захватчиков, могущий в любой момент явиться для бомбардировки побережья.

Уже две двери ведут в Марокко столь замкнутый еще четверть века назад. И эти двери - порт Капабланка на - Атлантическом побережье и пограничная с Алжиром Уджда, где проходит жел. дор. из Орана.

Несколько тысячелетий испытывает уже Марокко периодические нашествия иноземцев. Начиная от финикиян, карфагенян и римлян за тысячелетия до нашего времени, которые прочно основали здесь свои цветущие колонии, продолжая вандалами и арабами, загнавшими коренное население - берберцев - далеко в горы с плодородных равнин, и кончая современными европейскими экспедициями, одно из действий которых разыгрывается и сейчас в Риффских горах.

От берегов Атлантики вглубь материка идет обширная равнина, пересеченная 3 - мя грядами Атласских гор: Большой, Малый Атласе и самая северная цепь горы Риффов. В ущельях этих последних сохранились до сих пор следы исчезнувшего пролива, соединявшего, в незапамятные времена, Атлантику и Средиземное море, когда Гибралтарский пролив еще не существовал.

Из Атласских гор текут реки в 3 - х направлениях, обильно орошая страну. Одни текут в Атлантический океан, другие в Средиземное море, 3 - ьи на восток и теряются, высыхая в жгучих песках пустыни Сахары.

Равнина плодотворна и дает возможность вести культуру ячменя, пшеницы, бобов, сахарного тростника и риса. На нижних склонах гор раскинулись сады апельсинов, фиговых деревьев, бананов; дальше в горы идет пробковое дерево, дубы, кедр. Еще выше в горах - богатые пастбища, дающие возможность разводить огромные стада рогатого скота, ослов, коз и овец.

Население Марокко смешанное, носящее следы всех периодических захватов: в городах живут потомки основного населения - берберы, затем арабы, евреи, негры - на юге, и много мелких племен - родов, сохранивших характерные черты древних римлян и карфагенян. Городов в стране мало; население по преимуществу земледельческое и скотоводческое. На 51/2 миллионов населения гор едва лишь полмиллиона живет в городах.

Всего населения более 25.000.000 человек.

Два ярма: «шейхи» и «руми»

НАРОД УГНЕТЕН и забит непосильными налогами, которые выбивают из него, с одной стороны, свои помещики или «шейхи» и иностранцы «руми».

Шейхи - это родовая аристократия, происходящая, якобы, от потомков пророка Магомета и, в силу этого, считающая вполне нормальным, чтобы «народ» кормил их.

Европейцы, в свою очередь, тащат, что могут, из населения, заставляя его работать за гроши, связывая его явно невыгодными договорами. Неисполнение договора - тюрьма и плеть. Туземные «кади» (судьи) охотно поддерживают европейца, от которого можно получить взятки.

Но самосознание народа пробуждается, и это доказало Риффское восстание, где народ воюет с иноземными насильниками, решив избавиться хоть от одного ярма. А, быть может, затем наступит очередь и второго.

«Берберский чуб» - веревка в рай

ПОД НАТИСКОМ арабов - 1200 лет назад берберы ушли в горы со своими стадами, палатками и заунывными песнями под звуки туземной свирели.

Каждый бербер имеет на гладко бритой голове длинный «чуб» - прядь волос, за которую после смерти его втащат, по верованию, в рай.

Женщины татуируют лицо звездочками и квадратами и не смеют надеяться, что после смерти их втянут в рай за косы. Хотя берберы - мусульмане, но их женщины лица не закрывают, покрывая только голову оригинальным головным убором, похожим на каски древне римских воинов.

Берберские селения подвижного типа: это шатры из домотанных одеял верблюжьей шерсти, обнесенные оградой из колючего кустарника. Когда стада объедят пастбища, селение сворачивает шатры - на спине осликов, и идет дальше на новое место.

Стада берберов неисчислимы: это лавина белых и черных коз, овец, ослов, золотистых «аудад», представляющих переходную ступень от козы к овце, и большеглазых грациозных газелей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены