Малийское утро

Н Московская| опубликовано в номере №845, август 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

О чем думала Уани? Она уже не помнит. Она чего-то ждала. Потом Уани научилась стирать, как все женщины. Она уже не сидела на корне, она стирала и слушала, а женщины говорили.

...Счастливая эта Марьям. Что еще в этом законе? Марьям говорит: много. Уани вспомнила, как однажды была в клубе на собрании. Там было много женщин. Они говорили, что надо жить по-новому. Уани нехорошо подумала тогда. «Все равно все останется, как было», – подумала тогда Уани.

Уани не остановилась около старой нере. Не знает, почему не остановилась. Белые дети играли за забором. И бутылки остались там, под нере.

Шот и сумерки. Мусса раньше никогда не замечал, какие они, сумерки. Заезжий журналист сказал: «У вас удивительные сумерки. Они жемчужные». М/сса посмотрел и сказал: «Рыжие». Да. Рыжие. Будто где-то далеко горит саванна. Воздух рыжий. И трава рыжая. И глина на домах. И голубое бубу Муссы.

Солнце скоро уйдет за Нигер, и станет темно. Лица стариков сольются с ночью. О чем они говорят? Пусть говорят. О деле уже переговорили. К приезду президента все готово. Конэ хорошо придумал со льдом. Его везли из Маркалы на машине. Закутали в циновки и везли. Лед не растаял. Президент будет пить холодную воду.

Он молод, этот Конэ. Но он хорошо придумал со льдом. И в доме из тростника будет прохладно. Мусса хотел принимать президента у себя. Но молодежь за ночь связала этот дом. Совсем близко от канала.

Старики лежат на циновках, а Мусса сидит, прислонившись к стене. У Муссы большие, крепкие кости. Они никогда не знали жира. До сих пор не согнута его спина. И широкие складки бубу гордо падают с его плеч. Огромный карман на груди похож на колчан для стрел. Карман расшит толстыми белыми нитками. Это красиво.

Женщины принесли свет. По стенам забегали тени. Мусса видел, как встал Тункаре. За ним Аббу. Скоро все ушли в узкую дверь.

Скорее бы утро! Мусса не любит ночь. Она всегда говорит с ним о старости. Она уже не приносит ему сна. Скорее бы утро...

Что скажет он завтра президенту? О, ему есть что сказать. Он скажет, что прожил большую жизнь. Мало людей живет столько лет.

– Я выполнил свое обещание, – скажет Мусса президенту. – Канал построен.

Сорок лет Мусса думал об этом канале. Сорок лет... Тогда он начал строить. Но у него не хватило денег. Люди ушли от него. То место, где первая даба ударила в землю, давно сровнялось с землей. Но Мусса помнит: это было чуть левее их нового канала.

Люди обычно ждут, когда кайман выйдет из воды «а берег. Обратно он ходит всегда одной дорогой. Люди строят на этой дороге частокол – вбивают совсем немного кольев. Кайман упирается в него своей длинной мордой. Ему кажется: везде частокол...

Кайман ложится и, когда поднимается солнце, подыхает. Он не может жить без воды. Утром люди приходят и снимают с него шкуру. Кайман – глупое животное. Самое глупое животное на свете.

Мусса – человек. На дороге Муссы было много частоколов. Их тоже строили люди. Но не удалось им снять шкуру с Муссы.

Где Ньяма прячет эти бумаги? Они давно уже стали желтыми. Там стоит подпись генерала Моро. Мусса думал: почему он должен отдавать свой скот? «Отечество в опасности!» Чье отечество? Он не видел огня вокруг. Разве что жгли траву в саваннах... Мусса так надеялся на этот скот! Он вложил в него все золото. Ему тогда повезло. С Берега Слоновой Кости он вернулся с золотом и купил этот енот.

«Хорошее начало», – думал Мусса. Но кому было дело до того, что думал Мусса?

«Отечество лродолжает быть в опасности!» – И у Муссы забрали весь скот. Восемьдесят быков закололи на глазах у Муссы. Он сам пригнал их на бойню.

Ньяма плакала, но Мусса этого не видел. Ньяма – умная женщина. Она ушла плакать к себе. Тогда она повесила на шею еще один григри, талисман, – от французских генералов.

Бумага теперь совсем желтая. Зачем он хранил ее? Разве он верил, что скот вернут?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Домашний арест

Юмористический рассказ

Люди и разряды

Могут ли знания быть ненужными? «Оказывается, могут», – сообщает наш корреспондент из Краснодара