Мальчишки из подворотни

Элла Черепахова| опубликовано в номере №933, апрель 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хорошо, что в школе уже изучили Сережин характер. За него вступились исключительно дружно, а то бы...

Он и его «помощники» вернулись в школу решать задачи.

Володю же волновали, кроме учения, все события, которые происходили в школьном быту. Он невольно сделался не только участником школьной жизни, но и как бы наблюдателем. Он понимал, что в конце концов в школе собрались подростки, хотя и одаренные. Их психология — отражение его собственной психологии — очень его интересовала.

В импровизированные суды ребята всегда выбирали Володю. Он бессознательно готовился к работе в Красноярске. Его, кстати, заинтересовала, например, такая чисто психологическая эпопея.

Несколько «фымышат» курили. Как в любой обычной школе, это было, естественно, запрещено. Но чего греха таить, подростки-математики считали себя не совсем обычными школьниками, и правила обычной школы казались им не всегда обязательными. Директором школы в то время был человек без особой педагогической фантазии. Зайдя в комнату общежития и уловив запах дыма, он накричал на учеников и пообещал «выкинуть» из школы каждого нарушителя. «Интеллектуалы», уже привыкшие к академической простоте и вежливости, опешили, потом вознегодовали. В сущности, они реагировали, как реагируют вообще подростки на окрик взрослого, откровенно дающего понять, что они еще не личности. Через неделю в школе курили все. А кто не мог курить — с души воротило, — носил папиросы напоказ.

Это была смешная детская демонстрация. Но «Лобачевские» отдались ей с увлечением. Напрасно преподаватели пытались убедить их, что это вредно, и говорили о сужении сосудов и раке легких.

Вставал кто-нибудь бойкий и заявлял, что вот, мол, от курения сосуды сужаются, а от алкоголя — расширяются. Если действовать логически, то надо пить и курить, и все будет в норме.

Но в конце концов директора сменили (давно собирались), а школьникам, пробив разрешение через самые высокие инстанции, дали официальное разрешение курить (в школе занимались ребята только старшего школьного возраста). Итак, официальное разрешение. И что же? Буквально через неделю курящих в школе почти не осталось, кроме двух-трех «застарелых» курильщиков на триста с лишним человек... Психология такая: раз я имею право, как и взрослый, я могу им пользоваться, а могу — и нет. Курить вредно. Я не буду. Ход доверием, как всегда, оправдал себя. Это Володя усвоил очень крепко.

Человек идеи

До выпуска Володя все же в школе не дожил. Красноярск звал его, да и вообще жизнь складывалась сложно: он влюбился, решил жениться... Прощай, Академгородок, тайга! И вот, «железно» договорившись с Левицким о возвращении в родной город после окончания, Володя Печерский приезжает в Красноярск, экстерном сдает за среднюю школу, получает аттестат, женится, устраивается летом на работу в лабораторию одного НИИ и приступает к осуществлению любимых идей.

В одно из воскресений в Красноярске комсомольцы-дружинники Центрального района города проводили рейд вместе с милицией центрального РОМа. Володя в своем коротком пальто и красном детском шарфике, от которого совсем жгучими кажутся волосы и глаза, заглянул в комнату, где собирались дружинники, крикнул:

— Люся, иди сюда!

В рейд пошел со своей Люсей. Хоть так воскресенье провести вдвоем.

Тот рейд был не совсем обычный. В нем приняли участие директора школ, преподаватели, представители райкома комсомола, райпрокуратуры, то есть люди, которые, по сути поддержат воспитательное кормило в своих руках. Такие рейды дают им возможность увидеть питомцев не в лабораторных условиях, а в живой среде, лучше понять их.

В тот вечер рейдовая группа доставляла подвыпивших подростков, «чинариков» лет по десять — двенадцать, выклянчивавших на улице деньги, «стрелявших» папиросы, пытавшихся промышлять угоном велосипедов. Были и «бегуны». Например, мальчик Вова, сбежавший из дома в третий раз. Дома бьют за двойки, а, избитый, он не может заниматься, чтоб исправить их. Не разорвав этот круг, бежал, жил на чердаках, бродяжил.

Володя записывает его рассказ, его адрес, название завода, где работает отец, делает пометку в блокноте: «Немедленно связаться с парткомом завода».

Через три дня спешно уезжал в командировку в Черногорск. Он позвонил в Центральный РОМ с просьбой передать в детскую комнату, что в парткоме был и что бить Вову больше не дадут. А репетиторов ему он уже тоже нашел.

Этот мимоходный эпизод с Вовой — органическое проявление Володиной личности, его отношения к миру, предельно активного, я бы, не боясь, сказала гражданского.

Но в принципе, и особенно теоретически, Печерский против сентиментальности, благотворительности, против одинокой и разобщенной деятельности и «рождественских дедушек», способных обласкать и вывести на торный путь одного-другого «внучка».

Он и его товарищи отдают силы поискам такой системы, которая действовала бы всеохватывающе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены