Люби отечество свое…

  • В закладки
  • Вставить в блог

Беседуют Рюрик Ивнев, поэт, и Дмитрий Ознобишин, ученый секретарь академического издания «Литературные памятники», доктор исторических наук, член исторической секции Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры

Р. ИВНЕВ. Вот вам, пожалуйста, прямой пример к нашей беседе... Сегодня у меня был семнадцатилетний поэт Коля, не буду называть фамилию; стихи пишет неплохие, добрый, отзывчивый юноша, а биографию Льва Толстого не знает!

Я его пристыдил, а он мне заявляет: «Я биографиями и датами не интересуюсь, мне творчество писателя важно!» Каково!

 

Д. ОЗНОБИШИН. Знакомо, знакомо... Однако эти юные отрицатели того не понимают, что и творчество художника яснее представишь, когда узнаешь все повороты и катаклизмы его жизни, периоды исканий, встреч, дружб.

 

Р. ИВНЕВ. Иначе говоря, нужно знание полное – идет ли речь о биографии писателя или о биографии своей страны.

 

Д. ОЗНОБИШИН. Кстати говоря, главный тезис у нас в Обществе охраны памятников таков: многое из исторических ценностей гибло не от отсутствия патриотизма, а от отсутствия знаний... Вот, может быть, наконец начнет выходить из печати «Свод памятников», и тогда людям станет яснее, где они живут, по каким улицам ходят, кто был их предшественником.

 

Р. ИВНЕВ. Особенно важно это для молодежи, для подрастающего поколения...

 

Д. ОЗНОБИШИН. Будущего страны!

 

Р. ИВНЕВ. Я много встречаюсь с молодыми людьми, вы знаете, что дом мой открыт для них всегда, и, конечно, я не только слушаю их подчас и корявые стихи, я. наблюдаю... В основе своей молодежь хорошая, цельная, обуреваемая жаждой знаний... Мальчики приходят, школьники, девочки, сидят, расспрашивают, как было, что было, кого я видел, знал... И, конечно, я для них, как тот же памятник, – на 9-й десяток перевалило уже за половину. Например, кто помнит, что была среди поэтов группа биокосмистов? Путаники были ужасные, но ведь первыми писали в стихах о Марсе, Венере, о космических полетах...

А какое время интересное настало после революции! Менялись представления, понятия, возникали новые направления в искусстве – время, насыщенное красками, поиском совсем нового, небывалого. Это время надо знать не только по учебникам – хотя и учебники необходимы! – но и по рассказам людей, которые пока еще остаются в жизни, которые многое могут рассказать...

 

Д. ОЗНОБИШИН. А как я с вами, Рюрик Александрович, познакомился двадцать лет назад? Занимаясь тогда Брестским миром, – мои работы по истории нашего первого в мире социалистического государства посвящены борьбе за мир, – в газете «Известия ВНИК» за 26 февраля 1918 года я увидел статью за вашей подписью «Победители и побежденные». Вы так пылко и доказательно поддерживали Брестский мир! А ведь более опытные бойцы колебались. Даже Анатолий Васильевич Луначарский.

 

Р. ИВНЕВ. Я был тогда его секретарем. Анатолий Васильевич обычно так или иначе откликался на мои статьи. На этот раз, когда я пришел к нему утром, он встретил меня по-прежнему приветливо, но о моей статье не сказал ни одного слова. Отличительной чертой его характера было то, что он никому никогда не навязывал своих мнений. Тогда же я подумал, что он не успел еще прочесть газету с моей статьей, но потом узнал, что это было не так. Луначарский прочел мою статью и не сказал ничего, потому что тогда еще несколько колебался, но вскоре и он присоединился к резолюции ЦИК, одобрявшей заключение Брестского мира...

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Было на Запсибе

Документальная повесть