Ловля жемчуга в Индийском океане

Р С Барроуз| опубликовано в номере №63, октябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

ОДНИМ из самых грубых видов эксплоатации человеческого труда является, без сомнения, ловля жемчуга. И удивительно то, что современная культура не внесла решительно никаких перемен в те варварские способы его добывания, которые существовали еще за 600 и более лет до Р.Х.

Плиний Младший пишет о достоинствах цейлонского жемчуга и описывает ловлю совершенно так же, как это делает в XIV столетии известный путешественник Ибн-Батута. Близки к ним и впечатления группы путешествеников в феврале 1925 года.

В этом году после 19-летнего перерыва возобновились ловли в знаменитом на весь мир Манаарском заливе, принадлежащем Англии, как и весь остров Цейлон.

Весь Манаарский залив был в этом месте усыпан множеством больших парусных лодок («дхонны»), с высоко поднятой носовой частью, наполненных народом. Тут же находились еще два траллера, игравшие роль буксиров.

Люди в лодках делились на группы попарно, одни из них, так называемые «мандуки», спускали и поднимали на веревках водолазов, затем — сами водолазы, ныряющие в воду по бокам лодок, и, наконец, смена для тех и других, отдыхающая на палубе.

Любопытную картину представляли из себя все эти разноцветные, чаще синие и желтые, лодки, с большими парусами, яркие одежды и тюрбаны людей, развешанные на мачтах, и сами люди — совершенно голые, темно-коричневого цвета, всецело поглощенные трудом, жертвующие своей жизнью ради прихоти богатых.

Водолазы в большинстве или тамилы, родом из Южной Индии, или арабы. При чем работа арабов считается более продуктивной, так как они упорней и терпеливей.

Самое погружение в воду происходит так: «мандук» держит в руках две веревки. К концу одной привязан лежащий на дне моря большой камень, который служит грузом, а к концу другой — небольшая плетеная корзина. Водолаз опускается на дно, охватывает одной ногой камень, держа в руке веревку с корзиной.

На дне моря, которое в этом месте обычно неглубоко, он быстро собирает, сколько может, раковин и кидает их в корзину, затем дергает веревку, и «мандук» тащит его на поверхность. На нос водолазы-арабы надевают род роговых чепцов, или зажимов, чтобы вода не попадала в нос.

В среднем, водолаз остается под водой от 60-ти до 70 секунд. Но замечено, что иногда пребывание под водой продолжается и до двух минут. У водолазов от напряжения и упорной работы из носу и из ушей часто идет кровь, в особенности к концу дня, после 40 или 50 ныряний в воду. Странно, что на водолазов редко нападают акулы. Это можно об'яснить тем, что на лодках и вокруг них стоит крик и шум, который пугает акул. Арабы, конечно, приписывают это изречениям из корана, которые они носят в амулетах на шее. Зато довольно часто бывают случаи нападения на водолазов рыбы пилы, которая вонзает свое острие в человека.

Водолазы работают попарно, и раковины, которые каждая пара вылавливает, собираются в мешки, расставленные на палубе лодок. Около полудня раздается гонг, прекращающий работу. В это время представитель власти об'езжает лодки и кладет печати на мешках с раковинами. После этого лодки спускают свои паруса и собираются вокруг траллеров, к которым привязываются на буксир. В прежнее время лодки шли обратно на своих парусах, и их путь был очень продолжительным. Теперь буксиры значительно сокращают время пробега лодок до города Маришукад-ди, или «жемчужного» города.

За полмили от берега лодки отвязывают от буксира и начинается нечто вроде гонки, главным образом для того, чтобы поскорее стигнуть берега и разгрузиться от мешков с раковинами.

Жемчужный город очень своеобразен в период, когда нет ловли жемчуга, в нем насчитывается каких-нибудь два-три десятка, когда же наступает время ловли, город вырастает, как бы по волшебству. Население доходит до 30 — 40 тыс. Со всех концов с'езжаются ловцы, привлеченные богатой и легкой наживой. Но через два — три дня по окончании ловли и дележа жемчуга шумная, разноязычная толпа быстро раз'езжается, и остаются одни опустелые хижины из пальмовых ветвей и несколько домов служебного.

Когда лодки с добычей подходят к берегу, владельцы берут мешки и на головах несут их на набережную, там их сбрасывают в особое, отгороженное частоколом место — «котту», где устроены закрома, соответствующие номерам лодок. Правительственные чиновники пересчитывают раковины, по 1.000 шт. в каждом мешке, потому что правительство берет себе 2/3 добычи, а водолаз получает за свои труды только 1/3. Крик и шум в «котту» стоят невообразимые. В один день разгружается не меньше 125 лодок.

Получив свою долю добычи, водолазы идут на вольный рынок, устроенный там же в городе. В 1925 году вольная цена раковины в одну рупию (рупия равна почти одному рублю). Покупатели раковин бросают их в корзины из пальмовых ветвей и спешат убедиться в том, посчастливилось ли напасть на хорошую поживу. Интересно в это время нам за этими людьми, в одиночку и группами, с ножичком в руке ищущими жемчуг внутри раковины и совершенно поглощенными этим занятием. Опытные торгаши сначала пальцем проводят вокруг края раковины, затем ножом выдалбливают мясо моллюска и тщательно осматривают. Бывают случаи, когда в маленькой раковине находят 11 и больше жемчужин. Часто жемчужину нельзя отделить от раковины и тогда она оказывается уродливой формы. Такую жемчужину можно вставить только в оправу кольца или брошки.

Покупатели большого количества же выдерживают раковины в особых помещениях под палящим солнцем до полного гниения их содержимого, при чем миллионы червей и бактерий поглощают эту гниющую массу раков. Отбросы тщательно и много раз сортируются и осматриваются и затем все без остатка снова собираются так, чтобы самая крошечная жемчужина не могла пропасть. Можно себе представить, какой запах несется от этих помещений разносится по городу!

Из рук первых скупщиков раковин жемчуг попадает в руки купцов, приехавших со всех концов Индии и из других стран. С суровыми лицами, важные, с длинными бородами сидят они в своих лавках и умелыми руками сортируют жемчуг через ряд медных сит, а затем ссыпают его в окованные медью небольшие шкатулки. Тут же неподалеку, где-нибудь под деревом, сидят сверлильщики жемчуга, выполняющие труд-

ную работу просверливания жемчужин для нанизывания их на нитку.

Каждый вечер в 9 часов под руководством особых чиновников проходят аукционы жемчуга, принадлежащего английскому правительству.

Он ведется на трех языках: тамильском, сингалезском и арабском, при чем раковины продаются пачками по 1.000 и больше штук. Высшая цена за сотню раковин была в 1905 г. 110 рупий, а средняя — 45. Валовой доход от продажи в течение всего сезона 1925 года выразился в 514 тыс. рупий, или около 500.000 рублей. Самый же сезон продолжался 37 дней, при чем выловлено было свыше 16.000.000 раковин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Просека в завтрашний день

Московский теплотехнический институт