Лицо врага

Д Лебедев| опубликовано в номере №163-164, август 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Сопротивление отживающих классов нашей страны происходит не изолированно от внешнего мира, а встречает поддержку со стороны капиталистического окружения. Капиталистические окружение не есть простое географическое понятие, капиталистическое окружение - это значит, что вокруг СССР имеются враждебные классовые силы, готовые поддержать наших классовых врагов внутри СССР и морально и материально, и путем финансовой блокады, и, при случае, путем военной интервенции. Доказано, что вредительство наших спецов, антисоветские выступления кулачества, поджоги и взрывы наших предприятий и сооружений субсидируются и вдохновляются извне. Империалистический мир не заинтересован в том, чтобы СССР стал на ноги и получил возможность догнать и перегнать передовые капиталистические страны. Отсюда его помощь силам старого мира в СССР.

И. Сталин

Из доклада на XVI съезде ВКП(Б)

Светловский красноармеец знал, что «Гренадская, волость в Испании есть»: это соответствовало уровню его интернационального понимания. Испанская полиция не знает, существуют ли вообще какие - нибудь волости по ту сторону Ронсепальского ущелья, отделяющего Испанию от остального мира: это тоже вполне соответствует уровню ее национальной тупости. Два мира - две психики - два кругозора.

В городишке Аликанте мудрый альгвазил, глава исполнительной власти, задержал сербского студента, у которого физиономия отвечала стандартному представлению о большевике, прочно запечатлевшемуся в черепной коробке альгвазила. Студент Драго Госпитич поднял вопль; он представил убийственные, сокрушительные документы, ни у кого не оставлявшие никаких сомнений. Студент был домицилирован (имел местожительство) в Белграде, и Белградский университет, свидетельствуя свое почтение сеньору альгвазилу из Аликанте, удостоверял, что «предъявитель сего» из всех студентов студент и ничего больше.

Но что документ! Сеньор альгвазил знал, что документы - вещь плевая, он и сам их пачками подделывал для своих контрабандистов, а что касается Белграда, то слово это несло определенным большевистским духом. С картами испанская полиция обращаться не умеет, и потому бедный Драго Госпитич был определен на вечное сидение в замок, как опасный комсомольский агент, прибывший из советской столицы... Белграда.

Мы уж и не знаем, кому завидовать: Белграду ли, удостоившемуся такой высокой чести, студенту ли, против его воли признанному умным человеком, или аликантской полиции, которая, как рассказывал испанский писатель - коммунист X. Ибаньес, в стихийной погоне за большевиками не раз арестовывала своих собственных агентов.

Но черт с ней, с испанской полицией: наш фельетон собственно не о дураках, а главным образом о негодяях. Случай в Аликанте показывает, до чего страшным для полицейских чинов стало самое имя комсомольца. Заподозренных в комсомольстве упрятывают в тюрьму, даже не удостоверившись точно в их социальном происхождении. Значит, здорово насолили полиции наши зарубежные братья. Значит, крепко держатся комсомольские посты на линии. Жмем вам руку, ребята! Деритесь, как черти!

Но по ту сторону «линии», классовой линии, разделяющей капиталистический мир на два враждующих, готовых к схватке лагеря, враг собирает свои силы. Он мобилизует свою неоперившуюся еще поросль, он противопоставляет нашей смене свою смену, он хочет забраться к нам в тыл и здесь вербовать себе штрейкбрехеров и провокаторов. Мы должны быть готовы к бою с ним на этой линии. Мы должны не допускать врага в тыл, а где он уже забрался, изгонять его, не останавливаясь ни перед чем. Буржуазия обеспечивает свои тылы на случай решающей классовой схватки. Мы должны обеспечить наш тыл для того же.

Французский комсомол не раз вылавливал таких жучков - мушаров. Есть они и в Бельгии. Недавно бельгийский комсомол разоблачил двух мушаров Жансена и Керсмакера. Они тихо подслуживали полиции, и комсомольский билет был для них только пропуском во враждебный лагерь. Комсомольцы прогнали их с треском. Наверно, еще кое - кого придется прогнать: полиция назойливо лезет в комсомольские ряды, буржуазия охотно отпускает своих нежных сынов для этой позорной, но зато классово - выдержанной работы. Мушаров мы будем гнать. Мушаров мы будем бить. Когда нужно, по черепу. На войне не думают о нежностях.

Но всегда ли нужно без разбора кричать: «в морду!» Всякий ли вражеский череп обречен на крошение? Нет. Здесь действует своя диалектика. Одни черепа нужно бить, другие перерабатывать. Не забудем, что враг ведет за собой и совращенные рабочие колонны. Не забудем, что в фашистской одежде часто щеголяют наши братья, не сумевшие во - время разобраться, кто враг и кто друг.

Буржуазный яд силен и страшен: он действует медленно, незаметно, он распространяется внезапно и угрожает всему организму. В Италии для молодежи созданы «баллила» и «допо лаворо». «Баллила» - это фашистские «пионеры». «Баллила» берет неиспорченного еще ребенка и отравляет его фашистским ядом. Она приучает его смотреть на весь мир, как на поле для завоевательных проектов фашистских авантюристов. Она дает ему в ангелы - хранители Муссолини, о котором он должен помнить днем и ночью, в своих играх, снах и молитвах. Она учит его тому, что мир делится на хороших и плохих людей: хорошие повинуются фашистскому правительству и ведут борьбу против нефашистского, плохие действуют наоборот. В игре она дает ему фашистские образы, фашистскую тематику, фашистскую мораль. Она приучает его к святости фашизма и принципа буржуазной собственности. Она разрешает ему любую подлость, раз эта подлость может способствовать укреплению фашистского режима.

Маленькие фашисты становятся доносчиками, шпионами, разведчиками, маленькими классовыми негодяями. Они предают своих отцов и братьев: «баллила» приучает смотреть на интересы своего класса, как на враждебные интересы, когда они противоречат догме фашизма.

Итальянский молодой фашизм - детище крупного капитала. Он приучает юношу с презрением относиться к мелкой собственности, цепляющейся за свои архаические средневековые позиции. Он требует от него почтения к государству, к церкви, к организации капиталистов, к полиции, к фашистской партии - к тем институтам, которые выросли на плодородной почве трестов, синдикатов и картелей. Поэтому итальянский фашизм ведет кровавую борьбу с мелкобуржуазными организациями. Мелкая буржуазия, в панике мечущаяся перед надвигающейся на нее стихией крупного капитала, часто делает не то дело, которое нужно фашизму. И фашизм без пощады расправляется с ней. Есть в ее рядах и «свои люди», но... лес рубят, щепки летят.

Но фашизм с его идеологией «сильного человека», с его ставкой на пулемет и дубинку находит себе пророков и в рядах этой социальной группы. Возьмите польский фашизм. Пилсудский создал для «своей» молодежи организацию «Стрелок». В эту организацию валом повалила мелкая буржуазия. Пилсудский умеет играть на ее чувствах. Патриотизм, неуважение к шатким институтам буржуазной «демократии», бряцание оружием, показное наплевательство по отношению к магнатам крупного капитала - этим Пилсудский владеет в избытке, и это влечет к нему мелкобуржуазных «патриотов». Но кризис делает свое дело: экономика довлеет над умами, и когда мелкая буржуазия почувствовала крушение своих надежд, когда вместо торжественных и многообещающих деклараций на нее посыпались удары налоговой палки и бешено растущих цен, мелкий буржуа завопил и заметался. Ему казалось, что все это так просто: есть вождь, есть его верные слуги, чего еще? Оказалось, что «еще» не хватает многого.

Экономика жестоко мстит за себя: польский фашизм трещит по всем швам. «Стрелок» разваливается. Он потерял тысячи членов. Кризис и неустанная работа польского комсомола сделали свое дело. Сейчас «Стрелок» имеет не больше ста тысяч членов.

Но это все же массовая организация. Еще в большей мере массовые организации созданы фашистами в Италии. Мы не можем не признавать того факта, что в организации итальянского и польского фашизма входят и значительные кадры рабочих. Мы должны отвоевать их, мы должны взорвать их изнутри. Ленин не раз говорил, что коммунист не должен отказываться от работы внутри какой бы то ни было организации, где есть рабочие, какой бы реакционной она ни была. Итальянские и польские комсомольцы делают это и делают не без успеха.

В Германии фашистская организация молодежи («Юнгдо») тоже имеет в своем составе рабочих. Она ведет хитрую и тонкую работу. Она вовлекает рабочих подростков, организуя для них профессионально - технические школы, спортивные кружки, всевозможные развлечения. Она подчас отрывает членов и у социал - демократических союзов молодежи, оказывающихся слишком пресными для подвижных, инициативных рабочих, и у католических юношеских союзов, от которых молодежь отталкивают слишком назойливая молитвенность и перегрузка догмами.

Об этих последних - о католических организациях - не стоит особенно распространяться. Это могущественные армии - во всем мире они насчитывают более трех миллионов членов, но эти армии представляют собой только резервуар, из которого революционные организации молодежи при надлежащей работе будут вербовать себе кадры. Католики завоевывают молодежь подачками: можно ли, например, удержаться от соблазна получить легкую работу и кусок хлеба, когда в перспективе безысходная безработица? Конечно, к этому куску хлеба будет приложено тисненое золотом евангелие и священные псалмы, но подлинно разрушительную роль этих бесплатных приложений рабочий сразу не заметит: они действуют медленно и бьют наверняка.

Главное, чтобы яд не был заметен. На принципе осторожного и незаметного яда построена наиболее известная буржуазная организация молодежи - бойскауты. В чем основная заповедь бойскаутизма? В защите «ближнего». Скаута учат помогать утопающему, пострадавшему при пожаре, жертве уличного движения... Скаута приучают помогать старушке, с трудом переходящей шумную улицу. На этой «старушке» в значительной степени строились первые шаги организации Баден - Паули, шаги, вызвавшие такой взрыв сердобольного сочувствия у всех кумушек и престарелых леди.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены