«Литературная комета»

Б Алексеев| опубликовано в номере №708, ноябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток», - читаем в «Евгении Онегине». Последний стих невольно останавливает внимание. Что это за «вино кометы»? Почему здесь соединены два, казалось бы, несовместимых понятия?

Весной 1811 года к Земле подошла большая комета, самая яркая из всех исследованных. Осенью она достигла наибольшего блеска, длина ее хвоста в тридцать раз превышала видимый поперечник Луны. В «Войне и мире» Л. Н. Толстой описывает ее так:

«При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звездного, темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба... окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета...»

Появление этого «видимого ничто», как метко назвал кометы один ученый, вселило смятение в умы суеверных людей. Хвостатую звезду считали предвозвестницей всяких ужасов, конца света. Ее мнимому влиянию приписывали вторжение Наполеона в Россию и, невидимому, поэтому иногда называли ее «кометой 1812 года».

С появлением кометы вообще связывали все необычное. Необыкновенный урожай винограда в тот год на юге Франции и высокое качество вина из этого урожая приписывали также ее влиянию. Отсюда появилось на свет «вино кометы». Оно долго славилось среди любителей. Стихи Пушкина о нем относятся к 1823 году.

Л. Н. Толстой, воссоздавая обстановку Отечественной войны, не мог не сказать о замечательном небесном явлении, которое в свое время вызывало так много толков. Он описал комету, пользуясь свидетельствами современников, через пятьдесят с лишним лет после ее появления.

С удивительной яркостью просияв над Землей, хвостатая звезда надолго ушла в неизмеримые глубины Вселенной, но оставила свой след в двух величайших произведениях русской литературы.

Вторичное возвращение этой кометы ожидается лишь в конце 52-го столетия новой эры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я-11-17

Повесть о привлючениях капитана Дементьева (Окончание. См. «Смену» №№ 17, 18, 19, 20, 21)