Литература народного фронта

И Габинский| опубликовано в номере №291, март 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

До самого последнего времени, когда разговор заходил об испанской литературе, обычно назывались имена Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона - имена писателей так называемого золотого века испанской литера туры-писателей XVI-XVII веков. Как Сервантес, создатель бессмертного образа Дон-Кихота, так и Лопе де Вега, автор страстных и высокохудожественных драм, являются вершинами не только испанской литературы и испанского театра, но и вершинами мировой культуры. Высокий гуманизм, тесная связь с народом и его традициями характеризуют творчество Сервантеса и Лопе де Вега. К их творениям обращены сейчас взоры создателей новой испанской литературы, литературы народного фронта Испании, которая уже имеет целый ряд достижений.

Испанская литература XX века до сих пор делилась на два поколения писателей, своим творчеством противостоявших друг другу: поколение крупнобуржуазной и помещичьей интеллигенции, так называемое «поколение 1898 года», представители которого вступили в литературу после катастрофического поражения Испании в результате испано-американской войны 1898 года.

Писатели этого поколения долгое время представляли собой прогрессивное явление в испанской общественной жизни, находясь в оппозиции к монархии, но в дальнейшем они нашли себе идеал в буржуазно-помещичьей «конституционной» республике 1931 года. Победа народного фронта в стране была встречена ими с большой настороженностью. С начала гражданской войны некоторые из них эмигрировали заграницу, некоторые перешли на сторону фашистов.

Наиболее честные писатели этого поколения открыто стали на сторону демократии. Так было с крупнейшим прозаиком современной Испании, одним из лидеров «поколения 1898 года», Рамон дель Вальс Инкланом, умершим за месяц до победы народного фронта. Поэты Антонио Мачадо и Луис де Тапиа также перешли на позиции народного фронта.

Младшее поколение испанских писателей называется «поколением 1930 года», так как эти писатели творчески окончательно оформились к 1930 году, году высокой революционной ситуации, наступившей после падения диктатуры кровавого генерала Примо де Ривера и закончившейся свержением монархии Альфонса XIII.

В противоположность писателям старшего поколения эти писатели были выходцами из среды мелкой буржуазии, из рабочего класса и крестьянства. «Поколение 1930 года» все время боролось с буржуазно-помещичьей республикой, подвергалось жестоким преследованиям со стороны правительства Леруса-Хиль Роблеса. С образованием правительства народного фронта оно целиком стало на сторону этого правительства, организовав вокруг себя всех лучших писателей современной Испании.

Среди «поколения 1930 года» мы встречаем много крупных фигур. Среди прозаиков наиболее значительным писателем, общепризнанным лидером революционной испанской литературы является Рамон X. Сендер (родился в 1901 году), сражающийся в настоящее время в чине капитана в рядах республиканских войск.

Особенный интерес представляют его романы «Магнит» (1930), «Общественный порядок» (1931), «Семь красных воскресений» (1932). В этих романах дана последовательная история революционного движения в Испании за десятилетие, с 1921 по 1931 год (со знаменитой битвы при Аннуале и до падения монархии).

В 1936 году Сендер выпустил большой интересный роман «Мистер Уит в кантоне», посвященный показу испанской революции 1873 года (напечатан у нас в № 11 журнала «Интернациональная литература» за 1936 год).

В молодой революционной поэзии руководящей фигурой является поэт Рафаэль Альберти (родился в 1902 году).

По творческому пути Альберти можно проследить ту эволюцию, которую совершает передовая западная интеллигенция, идущая к пролетариату и революции. Альберти выступил в литературе около 1925 года с отвлеченными, эстетскими стихами. Буржуазная критика называла его «королем молодых поэтов». Теперь же в поэме, написанной в 1936 году и посвященной знамени компартии, Альберти пишет:

«Цека, водитель неустанный, Ты руку не согнешь свою. Звезда партийная в бою - Звездой нам будет постоянной».

На революционные позиции поэт окончательно перешел в 1933 году, когда в первый раз приехал в Советский союз и воочию убедился в грандиозном размахе социалистического строительства, проводимого в нашей стране. За время пребывания в СССР он написал целый ряд стихотворений с острой революционной тематикой, создавших поэту популярность среди широких читательских масс: «Привет Красной армии» и др.

По возвращении на родину Альберти в том же году вместе с группой передовых писателей основал левый литературный журнал «Октубре» («Октябрь»), сыгравший большую роль в организации и становлении сил тогда еще молодой революционной литературы Испании.

Летом 1934 года Рафаэль Альберти вместе со своей женой, известной детской писательницей Марией-Тересой Леон, вторично приезжал в Советский союз в качестве гостя на Всесоюзный съезд писателей.

Недавно Альберти и Леон снова гостили в любимой ими Москве и были приняты для беседы товарищем Сталиным. Вот что писали они об этой беседе:

«Товарищ Сталин еще сердечнее, еще человечнее, чем все, что можно сказать о нем. Мы были поражены четкостью и правильностью его слов и суждений об испанских делах. Он говорил с нами самым сердечным образом о наших героях, наших народных вождях, наших крестьянах, наших писателях...»

Поэтическое мастерство Альберти весьма высоко и оказывает большое влияние на развитие всей революционной испанской поэзии.

Как известно, Испания в основном - страна аграрная, с большинством бедняцко-батрацкого населения. Понятно, какое значение в Испании должна иметь литература, посвященная деревне. Об испанской революционной деревне пишут многие; наиболее крупными и интересными писателями, посвятившими свое творчество изображению социальных сдвигов, происходящих в современной деревне, являются Сесар М. Арконада, Хоакин Ардериус и поэт Пла-и-Бельтран.

Сесар М. Арконада пришел в литературу через журналистику. Он писал много и по самым разнообразным вопросам: о музыке - «Дебюси», о кино - «Биографии теней»; писал он также и стихи. Но подлинную свою тему Арконада нашел в 1930-1931 году, когда выпустил роман «Турбина», посвященный показу деревни и проникающего в нее влияния техники. В следующем романе Арконады - «Бедняки против богачей» (1933) - изображены первые месяцы республики. Сюжет его - борьба за землю, за труд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены