Лилия

Игорь Голосовский| опубликовано в номере №992, сентябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Никогда Янису не приходило в голову, что мать может быть в чем-нибудь не права. Все, что она делала, было хорошо. Но однажды Лилия поступила несправедливо, и это потрясло Яниса куда. больше, чем встреча в лесу. Совершенно неожиданно Лилия запретила сыну вступить в пионерский отряд, созданный при клубе левых профсоюзов. Полиция разрешила ребятам в дни рабочих праздников надевать красные галстуки и вместе с родителями участвовать в демонстрациях. Конечно, все мальчишки и многие девочки с Пернаваской улицы тотчас же записались в пионерский отряд. По субботам они собирались в клубе левых профсоюзов и разучивали революционные песни и стихи.

Мария Спрогис, учившаяся в одном классе с Янисом, тоже была пионеркой. Учитель за это придирался к ней, как и к другим пионерам, но она только усмехалась и смотрела на него в упор карими дерзкими глазами. Во время первомайской демонстрации она гордо шагала впереди колонны со знаменем в руке. Ее отец — слесарь Карл Спрогис — сидел в тюрьме за то, что был коммунистом и «агентом Москвы». Так сказал про него учитель.

Мария и Янис жили рядом и часто ходили вместе в школу.

— Почему ты не бываешь в нашем клубе? — спросила как-то Мария. — Приходи. У нас интересно. Мы разыгрываем пьесы Линарда Лайцена и Леона Паэгле, а недавно мне дали главную роль в пьесе русского писателя Максима Горького «Мать». Я буду играть подпольщицу. Но, может быть, ты боишься шпиков и полицейских? Правда, они частенько врываются в клуб и ломают декорации, но им еще ни разу не удалось застать нас врасплох...

Янис не боялся полицейских и заявил об этом Марии. Условились, что завтра он придет в клуб.

— Я буду пионером, — сказал Янис матери, когда та вернулась с завода.

Лилия провела по лбу рукой и долго молчала. Потом ответила:

— Нет.

— Почему? — озадаченно спросил Янис — Все ребята с нашей улицы пионеры. Разве я хуже других?

Не ответив, мать ушла в кухню. Янис попытался понять, в чем тут дело.

— Пионеры плохие? — спросил он, подумав.

— Нет! — донесся голос Лилии.

— Тогда почему ты не разрешаешь? Ты боишься шпиков и полицейских?

— Их все боятся, — после паузы услышал он.

— И я тоже должен бояться?

Лилия вошла в комнату, прижала голову Яниса к груди и глухим, вздрагивающим голосом проговорила:

— Больше всего мне хочется, чтобы ты был храбрым и честным, сынок! Обязательно дружи с Марией Спрогис. Она и ее отец — очень хорошие люди. Но в клуб не ходи, хорошо? Ты мне веришь, милый, дорогой мой?

Янис ощутил на лбу что-то теплое и влажное. Он поднял глаза. Мать поспешно отвернулась.

— Я верю, — ответил он, ничего не понимая и чувствуя лишь, что происходит что-то важное. Ночью ему не спалось. Лилия тоже ворочалась на постели и вздыхала.

Через несколько дней Мария презрительно заявила:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Десять софийских дней

Фестивальный дневник