Лидер по должности?

Михаил Кизилов| опубликовано в номере №1423, сентябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

К XX съезду ВЛКСМ. Анализ назревших проблем

Тысячи людей работают в Ленинском комсомоле. Кто они? Как приходят в комсомол, как становятся лидерами? И почему рядом с настоящими вожаками в комсомольских комитетах есть и безынициативные чиновники? Почему в их работе сегодня много формального, наносного, ненужного? Эти вопросы волнуют всех, кто причастен к воспитанию молодежи. Время требует честного разговора не только о тех, кем гордится комсомол. Необходимо присмотреться и к тем, кто случайно оказался в молодежной организации, кого привели в комсомол интересы карьеры.

Начиная со школы

Как приходят в комсомол, как становятся комсомольскими работниками?

Наверное, правильнее всего этот путь начинать со школьной скамьи. Комсорг класса, секретарь комитета комсомола школы; далее — армия, вуз или производство. Позже райком, обком... Так должно быть.

А в жизни? В жизни сложнее...

Да, у некоторых комсомольская биография начинается со школы. Но опыт показывает, что таких немного, особенно среди тех, кто достигает каких-либо комсомольских высот.

Много ли среди секретарей и заведующих отделами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ союзных республик бывших комсоргов класса? Единицы! Почему?

Действительно, почему?

В реальной жизни школьный комсомол зарождается под руководством учителя. И именно там, в школе, в деятельность комсомольской организации зачастую насаждается тот самый формализм, с которым позже все начинают усиленно бороться. Свою лепту вносит и комсомольское начальство — работники райкомов, горкомов комсомола обычно предпочитают иметь дело с директором или организатором по внеклассной и внешкольной работе, но не с секретарем комитета комсомола школы.

Давайте приглядимся, кто занимается комсомольской работой в восьмом классе. В большинстве случаев образцово-показательные девочки, которые хорошо учатся, те, что добросовестно вписывали в младших классах в дневники всем ученикам оценки за неделю, своевременно не выставленные учителем.

Как относятся к ним учащиеся? Как правило, недоброжелательно, в лучшем случае равнодушно. В восьмом классе такую ученицу «по предложению педагогического коллектива» избирают комсоргом, и под чутким руководством нередко далекого от комсомола преподавателя этот юный лидер настолько засушивает работу, что спустя год классу безразлично, кто будет комсоргом. Класс живет своей жизнью, подчиняясь своим законам, устанавливаемым неформальными лидерами. А комсорг существует как бы сам по себе.

Позже в рабочем, студенческом, армейском коллективе стремятся разбудить активность каждого комсомольца, но вирус раннего равнодушия победить не так-то просто.

К сожалению, во многих школах сама мысль о самостоятельности и самоуправлении учащихся кажется нереальной. Да, сегодня школа двумя руками за самоуправление. Но за какое? Управляемое самоуправление. «Изберем» комсоргом Лену, Катю, Колю: хорошо учится, послушная девочка (реже мальчик) — и будем требовать, чтобы ребята большинство вопросов решали сами. Но вопросов уже не появляется. Решать уже нечего.

Возможно, я сгустил краски. Конечно же, в школу приходит все больше и больше преподавателей, которые на собственном опыте убедились, от чего зависит жизненная активность каждого ученика.

Но, к сожалению, еще очень много «душевного покоя» там, где его не должно быть. Как часто мы еще пытаемся идти известным, проторенным, а точнее, уже затоптанным путем, вместо того чтобы прокладывать собственную колею. Вот, скажем, почему в экипажах подводных лодок секретарями комсомольских организаций избирают неформальных лидеров? Почему на флоте не боятся доверять комсомольскую организацию человеку, который в школе и учился не самым лучшим образом, да и активистом не был? Потому что флот, и в особенности подводный, — это уже серьезная взрослая жизнь, в которой от психологического климата в коллективе, от действий каждого человека зависит судьба всего экипажа. И здесь уж не до нянек. Комсомольскому секретарю предстоит создать внутренний настрой в организации, в море коллектив мобилизуется на выполнение поставленных задач не только приказом командира, но, и что не менее важно, настраивается изнутри комсоргом — уважаемым всеми лидером. И зачастую внутреннее осуждение или поддержка того или иного моряка значат не меньше, чем выговор или поощрение командования.

Именно поэтому на подводной лодке комсоргом становится действительно уважаемый ровесниками человек. Он еще многого не умеет. Но он знает: его научат. И он осмысленно готов к тому, чтобы впитывать в себя знания и опыт.

Неожиданно для него самого избрали Леонида Богачука комсоргом экипажа подводной лодки. Чем же он отличался от своих товарищей? Веселым характером, умением выслушать, готовностью помочь и поддержать, позитивным, критическим мышлением.

После службы Леонид, еще не имея высшего образования, стал первым секретарем Ломоносовского горкома комсомола (случай редчайший для Ленинградской организации). Комсомольские работники старших поколений помнят Богачука как энергичного, ершистого, не все принимающего на веру, но в то же время с обостренной ответственностью за порученное дело лидера молодежи. Позже Леонид работал на телевидении, где успел придумать популярную в свое время передачу «Сто друзей», трудился в печати. Его публикации были остры, в них всегда ставились проблемы и вопросы, на которые откликались читатели.

Неугомонность характера, стремление быть там, где нужнее, привели Богачука в Афганистан. Результатом поездки стала не только конкретная помощь в издании молодежной газеты, но и собственный цикл повестей и рассказов.

Безусловно, не все комсорги-подводники стали первыми секретарями горкомов. Но в том, что почти все живут честно, искренне преданы идеалам партии и комсомола, а многие стали неплохими комсомольскими работниками, я уверен.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Горькая судьба красного плода

Социальное исследование проблемы

На что уходит рубль

Жизнь семьи

Добрые игры

Спорт в нашей жизни