Лестница, ведущая к празднику

Лев Кокин| опубликовано в номере №1059, июль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Крысы, обученные на фоне РНК-азы, вели себя необычно. Рефлекс вырабатывался, но не сохранялся. На следующий день – в отличие от того, что происходило при других веществах, – обучение приходилось начинать заново... О чем это говорило? Похоже, что РНК участвует в запоминании, в том самом переводе информации из кратковременной в долговременную память, который так занимает исследователей гиппокампа.

Вклад физиолога Азарашвили в общую копилку станет еще заметней, когда в своих опытах по диссоциированному обучению он испытает в качестве фоновых веществ такие, что явно действуют на медиатор – разрушают его, или сохраняют его, или блокируют...

У сотрудников лаборатории (большинству далеко до тридцати) еще почти все впереди, хотя открытия здесь делаются чуть ли не каждый день – пока что крохотные открытия, «для себя». Но чувство испытываешь при этом замечательное, в особенности если «открытие» далось в муках и в особенности когда после находишь ему подтверждение в литературе.

– Ни с чем не сравнимое чувство, – свидетельствует Лена Цадкина (биофизик, научный стаж – один год, автор одной печатной работы – в журнале «Цитология» опубликована Ленина дипломная).

Писатель Д. Данин назвал это «законом самостоятельности» в науке. «Надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу вопроса», – приводит Данин слова академика Капицы. Капица слышал их от своего учителя Резерфорда. Резерфорд – от своего учителя Дж. Дж. Томсона... Каждый из выдающихся физиков начинал с открытий для себя.

Замечали, как профессия человека сказывается в его обыденной речи? Шофера заносит, электрик контачит... В биологии есть понятия «онтогенез» – индивидуальное развитие организма – и «филогенез» – развитие вида. Так вот: филогенезу науки предшествует онтогенез ученого.

В научных статьях сообщают о результатах работы. О пути ученого мы узнаем обычно тогда, когда его результат увенчают лаврами, – по воспоминаниям, в которых многое забыто. Мы узнаем об ученых в их нечастые праздники, к которым они взбираются по долгой лестнице будней. И чем ярче праздник, тем больше вокруг него легенд типа ванны Архимеда или ньютонова яблока.

«Науку... надо изображать не как склад готовых открытий... а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций». Это советовал Горький. В заметках из одной лаборатории молодого города науки – будни молодых ученых, их подчас неловкие шаги... Возможно, по лестнице, ведущей к празднику. Многое из этого забудется, даже если законы запоминания им удастся раскрыть.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере