Ленин идет к Октябрю

опубликовано в номере №958, апрель 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Что делать?». На этот решающий вопрос, который история властно поставила перед рабочим классом России и его политической партией, Ленин отвечает в книге, начатой осенью 1901 - го и законченной зимой 1902 года. Ее творческую историю и главные идеи Владимир Ильич раскрывает в предисловии, датированном февралем 1902 года:

- Предлагаемая брошюра должна была, по первоначальному плану автора, быть посвящена подробному развитию тех мыслей, которые высказаны в статье «С чего начать?» («Искра» N» 4, май 1901 года. И мы должны прежде всего принести извинение читателю за позднее исполнение данного там (и повторенного в ответ на многие частные запросы и письма) обещания..... Главной темой ее должны были быть три вопроса, поставленные в статье «С чего начать?» Именно: вопросы о характере и главном содержании нашей политической агитации, о наших организационных задачах, о плане построения одновременно и с разных концов боевой общерусской организации. Вопросы эти давно уже интересуют автора, пытавшегося поднять их еще в «Рабочей Газете» при одной из неудавшихся попыток ее возобновления... Но первоначальное предположение ограничиться в брошюре разбором только трех этих вопросов и изложить свои воззрения по возможности в положительной форме, не прибегая или почти не прибегая к полемике, оказалось совершенно неосуществимым по двум причинам. С одной стороны, «экономизм» оказался гораздо более живучим, чем мы предполагали (мы употребляем слово «экономизм» в широком смысле, как оно было пояснено в № 12 «Искры» (декабрь 1901 года в статье «Беседа с защитниками экономизма», наметившей, так сказать, конспект предлагаемой читателю брошюры). Стало несомненным, что различные взгляды на решение этих трех вопросов объясняются в гораздо большей степени коренной противоположностью двух направлений в русской социал - демократии, чем расхождением в частностях. С другой стороны, недоумение «экономистов» по поводу фактического проведения в «Искре» наших воззрений показывало с очевидностью, что мы не можем поэтому ни до чего договориться, если не будем начинать ab ovo [с самого начала], что необходимо сделать попытку возможно более популярного, поясняемого самыми многочисленными и конкретными примерами, систематического «объяснения» со всеми экономистами по всем коренным пунктам наших разногласий. И я решил сделать такую попытку «объясниться», вполне сознавая, что это очень сильно увеличит размеры брошюры и замедлит ее выход, но не видя в то же время никакой возможности иначе исполнить данное мной в статье «С чего начать?» обещание. К извинению по поводу опоздания мне приходится таким образом прибавить еще извинение по поводу громадных недостатков в литературной отделке брошюры: я должен был работать до последней степени наспех, отрываемый притом всякими другими работами. О книге «Что делать?» Ленин не раз говорит и пишет и в последовавшие за ее выходом десятилетия. 22 июня 1903 года в речи на Втором съезде партии он отмечает:

- Что касается до прямых ссылок на мою брошюру «Что делать?», то. мне очень нетрудно доказать их вырванность из связи. Говорят... Ленин не принимает вовсе во внимание, что и рабочие участвуют в выработке идеологии. - В самом деле? А не говорится ли у меня много и много раз, что именно величайшим недостатком нашего движения является недостаток вполне сознательных рабочих, рабочих - руководителей, рабочих - революционеров? Не говорится ли там, что выработка таких рабочих - революционеров должна стать нашей очередной задачей?.. Все мы знаем теперь, что «экономисты» согнули палку в одну сторону. Для выпрямления палки необходимо было согнуть палку в другую сторону, и я это сделал. Я уверен, что русская социал - демократия всегда будет с энергией выпрямлять палку, изгибаемую всяческим оппортунизмом, и что наша палка будет всегда поэтому наиболее прямой и наиболее годной к действию. В уже приводившемся предисловии к сборнику «За 12 лет» Ленин снова характеризует свой труд:

- Основная ошибка, которую делают люди, в настоящее время полемизирующие с «Что делать?», состоит в том, что это произведение совершенно вырывают из связи определенной исторической обстановки, определенного и теперь давно уже миновавшего периода в развитии нашей партии... К сожалению, многие судят о нашей партии со стороны, не зная дела, не видя того, что теперь идея организации профессиональных революционеров уже одержала полную победу. А победа была невозможна без того, чтобы не выдвигать эту идею на первый план в свое время, без того, чтобы «преувеличенно» не втолковать ее людям, которые мешали осуществлению этой идеи. «Что делать?» - есть сводка искровской тактики, искровской организационной политики 1901 и 1902 годов. Именно: «сводка», не более и не менее. Кто возьмет на себя труд ознакомиться с «Искрой» 1901 и 1902 годов, тот несомненно убедится в этом.

«По обрывистому и трудному пути...»

Книга «Что делать7» содержит множество ленинских автобиографических высказываний, охватывающих не только 1887 - 1900, но и специально занимающие нас теперь 1901 - 1902 годы. Приведем одно из них, которое, словно публицистическое стихотворение в прозе, завершает ее первый раздел.

- Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились, по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения. И вот некоторые из нас принимаются кричать: пойдемте в это болото! - а когда их начинают стыдить, они возражают: какие вы отсталые люди! и как вам не совестно отрицать за нами свободу звать нас на лучшую дорогу! - О да, господа, вы свободны не только звать, но и идти куда вам угодно, хотя бы в болото; мы находим даже, что ваше настоящее место именно в болоте, и мы готовы оказать вам посильное содействие к вашему переселению туда. Но только оставьте тогда наши руки, не хватайтесь за нас и не пачкайте великого слова свобода, потому что мы ведь тоже «свободны» идти, куда мы хотим, свободны бороться не только с болотом, но и с теми, кто поворачивает к болоту! В образной форме Ленин сжато обобщает весь пройденный им к началу века уже пятнадцатилетний революционный путь - «путь борьбы, а не примирения». Борьбы с оппортунистическим болотом - сначала либерального народничества, потом - «легального марксизма». А в те дни и «экономизма» - с его истинно болотными взглядами и лозунгами. Ленинскую публицистическую деятельность в «Искре» точно характеризуют и строки об идеале революционного марксиста, который - ... должен быть не секретарь тред - юниона, а народный трибун, умеющий откликаться на все и всякие проявления произвола и гнета, где бы они ни происходили, какого бы слоя или класса они ни касались, умеющий обобщать все эти проявления в одну картину полицейского насилия и капиталистической эксплуатации, умеющий пользоваться каждой мелочью, чтобы излагать перед всеми свои социалистические убеждения и свои демократические требования, чтобы разъяснить всем и каждому всемирно - историческое значение освободительной борьбы пролетариата. Именно так и поступает Ленин решительно во всех опубликованных им к зиме 1902 года первых тридцати работах «искровского» периода, будь то статьи самой «Искры» - «Китайская война» или «Отдача в солдаты 183 - х студентов»; «Случайные заметки» в «Заре» о зверствах нижегородской полиции, прениях в Орловском губернском «дворянском собрании», возжелавшем приобщиться к доходам от казенных винных лавок, или статистике «узаконений и распоряжений» царского правительства. И о чем бы ни писал в те годы Владимир Ильич, он мастерски рисует картину полицейского насилия и капиталистической эксплуатации, разъясняет всемирно - историческое значение освободительной борьбы пролетариата, призванного - объединить под своим знаменем все демократические элементы страны и завершить упорную борьбу целого ряда погибших поколении конечным торжеством над ненавистным режимом. Так определяет Ленин историческую задачу рабочего класса России уже в «Заявлении редакции «Искры» и в каждой статье намечает все новые и новые пути ее решения.

«... выражение сочувствия и солидарности»

Пристально - внимателен Ленин к откликам на его книгу тех, кому она прежде всего адресована, - профессиональных пролетарских революционеров и передовых революционных пролетариев. Осенью 1902 года он пишет Московскому Комитету РСДРП:

- Мы получили Ваше письмо с выражением благодарности автору «Что делать?». В свою очередь, я горячо благодарю Вас за выражение сочувствия и солидарности. Для нелегального писателя это тем ценнее, что ему приходится работать в условиях необычного отчуждения от читателя. Всякий обмен мыслей, всякое сообщение о том впечатлении, какое производит та или иная брошюра на разные слои читателей, имеет ли для нас особенно важное значение, и мы очень благодарны будем, если нам будут писать не только о делах в узком смысле слова, не только для печати, но и для того, чтобы писатель не чувствовал себя оторванным от читателя... Благодарность Ленину мы не решились опубликовать, ибо, во - 1 - х, Вы ее поставили особо, не упомянув о своем желании видеть ее в печати. А во - вторых, и форма этой благодарности как будто не подходила для печати. Но не думайте, что нам не важно опубликовывать заявления комитетов об их солидарности с такими - то взглядами. Напротив, именно теперь, когда мы все думаем о соединении революционной социал - демократии, это особенно важно. Было бы весьма желательно, чтобы свою солидарность с моей книгой Московский комитет облек в форму заявления, которое бы и появилось в «Искре» немедленно... Меня, например, печатно облиняли (группа «Борьба» в своем «Листке»!) в желании сделать редакцию «Искры» - русским Центральным Комитетом, «командовать» над «агентами» и т. п. Это - явное извращение того, что сказано в «Что делать?», но у меня нет охоты печатать еще и еще раз: «вы извращаете». Я думаю, что должны заговорить те действующие в России практики, которые досконально знают о том, что «командование «Искры» не идет дальше советов и высказывания своего мнения, и которые видят, что излагаемые в «Что делать?» организационные идеи выражают насущную злобу дня, больной вопрос действительного движения... Ваше выражение благодарности за «Что делать?» - мы поняли и могли, разумеется, понять только в том смысле, что в этой книге вы нашли ответы на ваши собственные вопросы, что вы сами из непосредственного знакомства с движением вынесли то убеждение в необходимости более смелой, более крупной, более объединенной, более централизованной, более сплоченной вокруг одного газетного центра работы, - которое сформулировано и в этой книге.

«От своего имени и от имени ЦК...»

К марту 1902 года в Мюнхене Ленин отредактировал около двадцати номеров «Искры». Высоко ценит он сотрудничество в ней рабочих авторов. Прежде всего - Ивана Бабушкина. В уже известном нам некрологе, посвященном его памяти, Владимир Ильич сообщает:

- Пока Иван Васильевич остается на воле, «Искра» не терпит недостатка в чисто рабочих корреспонденциях. Посмотрите первые 20 номеров «Искры», все эти корреспонденции из Шуи, Ива - ново - Вознесенска, Орехово - Зуева и других мест центра России: почти все они проходили через руки Ивана Васильевича, старавшегося установить самую тесную связь между «Искрой» и рабочими. Иван Васильевич был самым усердным корреспондентом «Искры» и горячим ее сторонником. Не забывает Ленин и немецкого издателя «Искры» Генриха Дитца (1843 - 1922). В день его семидесятилетия - 3 октября 1913 года - Владимир Ильич пишет:

- Как член редакции «Искры» и «3ари», которым Вы десять лет тому назад оказали столь ценные услуги, и как представитель РСДРП, которая никогда не забудет Вашу братскую помощь в течение этого важнейшего для строительства партии периода, спешу Вам принести самые сердечные поздравления от своего имени и от имени ЦК РСДРП... Однако русская (да и немецкая!) полиция нападает на след «Искры» в Германии. По предложению Ленина, мюнхенская часть редакции решает переехать в Лондон. 12 апреля по новому - европейскому! - стилю Ленин, вместе с Крупской, выезжает туда из Мюнхена через Кёльн, Льеж и Брюссель. Мюнхен, в котором Ленин прожил полтора года, позади. Но Владимир Ильич не раз возвращается к воспоминаниям о древнем баварском городе. Это происходит, к примеру, семнадцать лет спустя после отъезда в Англию. Весной 1919 года Ленин, беседуя с немецким коммунистом. Альфредом Курелла, расспрашивает его «о специфических мюнхенских вещах». Среди них - не только Английский Сад с Моноптерусом и Китайской башней, но и Аумейстер и Унгерербад... Ленин очень хорошо знал крупные предприятия города, из которых Курелле были известны только важнейшие. Ленин знал о положении дел с кадрами в баварской социал - демократии, о чем его собеседник был осведомлен только в самых общих чертах... Но «совершенно беспомощным» оказался он в вопросе, который, очевидно, очень интересовал Ленина. - вопросе о политических настроениях баварского крестьянства. При первых же словах Куреллы о «левых течениях» и «растущем влиянии» Ленин «удивленно посмотрел» на собеседника. Его брови поднимались все выше и выше, когда Курелла начал рассказывать о «крестьянских Советах». А когда он упомянул «один крестьянский Совет в Розенгейме», Ленин прервал рассказ:

- Розенгейм? Это не у железной дороги на Куфштейн? Но это же город!... Храм «Моноптерус» и кафе «Китайская башня» - архитектурные памятники конца XVIII - начала XIX века в главном парке Мюнхена - «Английском Саду». «Аумейстер» - древнейшее предместье города. «Унгерербад» - один из пляжей и баня в северном предместье Мюнхена - Швабинге... Ленинская память навсегда сохраняла мельчайшие подробности обо всех городах и селах, куда заносила революционного эмигранта его скитальческая судьба... Продолжение следует.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены