– Вот.
Капитан медленно разворачивал клеенку. Солдаты сгрудились вокруг, чтобы разглядеть получше, что принесли поляки.
Капитан осторожно вынул и положил на ладонь маленькую книжечку. Точнее, несколько слипшихся листочков, лежащих между двумя пробитыми в нескольких местах переплетами. Переплеты были бурого цвета. И только в одном месте сохранилось светло-серое пятнышко с буквами «ЦК ВЛКСМ».
– Так это же комсомольский. Честное слово! – ахнул кто-то за спиной у капитана.
Капитан кивнул головой и тихо спросил у поляков:
– Чей билет? Откуда?
У костра стояла тишина, нарушаемая только треском горящих сосновых сучьев.
Глуховатый, слегка напряженный от желания понятней произносить непривычные русские слова голос поляка рассказывал о принесенном билете...
– Второй раз билет пробила пуля, когда русский вместе с другими прикрывал отход партизан, прижатых к болоту карателями, – говорил поляк. – Лейтенант был убит наповал. Его друг, с которым он приполз в отряд, нес его тело до болота.
Теперь отход друзей – мертвого и живого– прикрывали поляки. Но перейти болото им не удалось. Они остались там. Оба.
Билет унес кто-то из поляков: сам Стась был тяжело ранен еще раньше.
И снова билет, имя владельца которого стерли пули, продолжал свой путь к победе. Он еще дважды был прострелен, прежде чем дошел вместе с этим бывшим партизаном, а теперь капралом народной армии до костра на освобожденной земле.
Что же, это конец легенды? Нет. Глядя на парня, выходящего из кабинета секретаря горкома с новеньким комсомольским билетом, я подумал: и этот парень и сотни тысяч его сверстников в разных концах нашей страны строят сегодня тот дом, который защищали герои легенды. О котором они мечтали. И который им не пришлось достроить.
Они продолжают легенду…
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.