Куда ехать летом

И Иванова| опубликовано в номере №53, май 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Южное побережье Крыма

БЕСКОНЕЧНЫЕ степи на севере, синее море на юге. И между ними, точно брошенный смелой рукой - небольшой полуостров, чуть связанный с материком.

Постепенный подъем к югу и резкий обрыв Яйлы у южного берега. Снег па горах и чуть ли не вечная весна внизу у моря. Хвойные леса и в полуверсте от них - сплошные заросли роз.

Остатки генуэзских крепостей и сторожевых башен, татарские сакли, дворцы и дачи, индийская телеграфная линия, византийская мозаика и итальянский орнамент... Пестрая смесь стилей многих народов и многих эпох. Точно кто - то взял в горсть всего понемножку, смешал и... швырнул в этот уголок Черного моря.

Много видал Крым... Лавры, скифы, печенеги, хазары, греки, римляне, генуэзцы, турки, татары, славяне... Все прошли через Крым - одни бесследно, другие - оставив кто башню, кто развалины маяка, кто кусок дивной мраморной резьбы... Много человеческих воли разбилось о стены крымских городов - крепостей, горы трупов легли на дне Сиваша.

Точно нарочно приклеил кто - то Южный Крым к нашим степям. Он - осколок иного мира, ему родня не степи, а горы и долины Малой Азии и Балкан.

Бахчисарай - не такой уже маленький город, а можно в версте от него пройти и не знать, не заметить, что рядом город. В глубоком и тесном ущелье, по склонам гор, нависших с обеих сторон над ущельем, раскинулась столица крымских ханов.

Когда - то пышный город, в зелени садов, в блестящих струях фонтанов.....

Длинная узкая улица тянется версты па две вдоль всего города, вдоль ущелья. Ворота... старая - престарая мечеть... во все стороны разбегаются узкие, едва заметные переулочки, путаются, сходятся и расходятся, спускаются вниз, поднимаются вверх и, в конце концов, вливаются снова в эту главную, Базарную улицу.

Лачужки, то сбившиеся в кучку, то рассыпавшиеся в стороны. Лавчонки, весь товар которых - десяток баклажан, фунт черешни и пяток огурцов...

Крик муэдзина с мечети... Правоверные толпятся у ближайшего фонтана... Полумрак и прохлада мечети. Гнусавый голос невидимого чтеца. Загадочный шепот... Общий вздох... Перебегающие блестки солнца. Вдруг - общий крик: «Алла»!

Восточная сказка: ведь мы в Бахчисарае.

Караван - Сарай - ханский дворец. Кучка построек: сам дворец, мечеть, ханское кладбище. В мечети хоры. Хан молился отдельно, невидимый своими подданными. Кладбище уютное, залитое солнцем, блещущее зеленью. Ханы, их жены и родственники лежат здесь, придавленные плитами и памятниками. «Да покроется мир трауром и да раздерет воротник своего платья» - заключительная фраза надписи на памятнике Арслан - Гирею.

Дворец с рядом полутемных комнат. Знаменитый фонтан слез. На мраморной доске масса чашечек, - вода из верхних по капелькам перетекает в нижние. Медленно капают капли, точно тихие, неутешные слезы...

Гарем дворца. Когда - то 73 комнаты. Гаремный садик и купальня, башня, из которой жены могли любоваться соколиной охотой своих повелителей. Хаотична масса комнат. Пестра и аляповата их раскраска. То тут, то там вы неожиданно для себя попадаете во внутренние сады. Их масса. И неудивительно, что название всему этому хаосу - «Бахчисарай» (дворец садов).

Известковая пыль... Выжженная солнцем полустепь... Горы, горки и горки... Дорога поднимается. Рощи, ноля, сады. Зелень, ручьи. Мы близ Байдарской до - липы. Зигзаги дороги. Все вверх и вверх. Последний поворот и.....

Перед вами оно - море! Необъятное, сливающееся с горизонтом. Оно - близко. Кажется - у самых ног. Ошибаетесь - до него около двух верст. Уступами, почти отвесно падает берег вниз.

Зубчатой башней поднимается над Ялтой вершина Ай - Петри, точно сторож, выдвинутый горами вперед, поближе к морю. Сосновые леса ползут - карабкаются кверху. Деревья цепко лезут на горы, густой стеной столпились внизу.

Резкими уступами - террасами спускается берег. Песок, известняк... Сосновые рощи вверху, у гор... Выжженные солнцем известняки пониже. А у берега... У берега - красавица Южного Крыма. У берега - Алупка.

Строгие серо - зеленые средневековые башни дворца, до крыш покрытые зеленью. Широкий двор кажется узким - узким от высоких стен и башен. Готические окна, железные решетки. Это - со стороны гор. А с моря... С моря - арабская сказка. Сказка из «Тысяча и одной ночи». Белое мраморное кружево, мавританская терраса, сверкающая на солнце мраморная лестница, сбегающая вниз, и львы на ее ступенях. Альгамбра.

Алупкинский парк. Аллеи мрачных кипарисов, веселые, залитые солнцем лужайки, окаймленные лавром, гигантские кедры и платаны. Ручейки - то тут, то там пробегающие между скалами. Розовые шапки цветов олеандра, одуряюще пахнущие магнолии. И скалы, скалы... Пруд с белыми лебедями и ивами до земли по берегам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены