Кто он?

Г Каль| опубликовано в номере №901, декабрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но спустя четыре недели одна из оппозиционных газет опубликовала репортаж о преступлении на Вест Принс-стрит. Впервые речь зашла об аристократах, посещавших притон мисс Джилкрист. Автор писал:

«Почему детективы не пытаются поискать виновного в этих кругах? Зачем им понадобился воришка, собиравшийся стащить драгоценности мисс Джилкрист, которые остались нетронутыми? Или у представителей власти не хватает сил и полномочий, чтобы заняться высшими кругами общества?»

Остальные газеты подхватили сенсацию, и Орду волей-неволей пришлось что-то делать.

На этот раз власти, в течение месяца не ударившие палец о палец, проявили исключительную расторопность. В полицию якобы вдруг принесли залоговую квитанцию на бриллиантовую брошь в виде полумесяца. Было установлено, что квитанция выписана известным властям скупщиком краденого. Он уже несколько раз штрафовался за неаккуратное ведение конторских книг. На сей раз все оказалось в порядке. В графе «от кого получено» каллиграфическим почерком было выведено: «Оскар Иосиф Слатер, проживающий в Глазго по Сент-Джордж-стрит, 69».

Полицейские бросились на Сент-Джордж-стрит. Увы, Слатер выехал из Шотландии, не оставив адреса. Правда, сыщики нашли в квартире забытую фотографию владельца, по которой Элен Лэмби, разумеется, незамедлительно опознала незнакомца, выбежавшего из дома ее хозяйки после убийства. Более того, сыщики разыскали некую Мэри Барроумен, которая якобы проходила в этот вечер по Вест Принс-стрит и видела бегущего толстяка в светлом пальто. Та, конечно, тоже узнала изображенного на карточке Слатера.

Вся Англия была убеждена, прочитав в газетах подробные отчеты, что Оскар Слатер убил мисс Джилкрист и бежал за границу, опасаясь ареста. Никто и не вспомнил, что следователи «забыли» показать фотографию доктору Адамсу.

Отъезд преступника из Великобритании не был сюрпризом для полиции. Власти сами выслали Слатера из пределов Соединенного Королевства. Этот уроженец Силезии был коллегой убитой. Он также содержал притоны и игорные дома, только его клиентура была попроще. Именно поэтому полиция и попросила Слатера перенести свою деятельность куда-нибудь подальше. Выяснилось, что Слатер поддерживал с покойной мисс Джилкрист чисто деловые отношения.

Суперинтендант Орд, вероятно, рассчитывал, что подозреваемый исчезнет без следа и дело со временем забудется. На беду, из Ливерпуля пришло сообщение, что Слатер выехал в Нью-Йорк на пароходе «Лузитания» и при покупке билета назвался своим именем.

Пришлось дать в США телеграмму с требованием выдачи преступника. Суд Соединенных Штатов дал согласие при условии, что будут предъявлены достаточно веские улики. Орд вместе с Лэмби и Барроумен отправился в Нью-Йорк, где Слатер был взят под стражу.

Обе женщины, конечно, «опознали» таинственного незнакомца с Вест Принс-стрит. Они даже подтвердили это под присягой. Практически это значило, что свидетельницы уже не могли взять назад свои показания, не рискуя долголетним тюремным заключением. Суд решил выдать Слатера шотландской полиции.

На той же «Лузитании» Слатер вновь пересек Атлантический океан. Во время переезда произошло еще одно загадочное происшествие, которых так много в деле. Когда Слатер был арестован в Нью-Йорке, все семь принадлежащих ему чемоданов были в его присутствии опечатаны американской полицией; затем они были переданы шотландцам. Но когда в Глазго суперинтендант вызвал Слатера, чтобы вскрыть чемоданы, на них оказались шотландские печати.

Причина метаморфозы стала понятной после того, как Орд извлек из одного чемодана светлое, забрызганное кровью пальто, а затем и молоток, на котором эксперты позже нашли следы крови. Энергичные протесты обвиняемого остались без внимания. Он все отрицал, но убийце так и полагалось вести себя. Казалось по меньшей мере странным, что убийца потащил с собой в Америку молоток, вместо того чтобы выбросить его за борт в открытом море.

На все протесты обвиняемого следователь отвечал стандартной фразой:

— Если вы действительно не виновны, расскажите, где вы были вечером двадцать первого декабря. Представьте убедительное алиби.

От Слатера требовалось еще и представление свидетелей, способных подтвердить его показания. А их у него не было.

Обвиняемый окончательно погубил свою репутацию, когда его уличили во лжи. Он категорически отрицал, что знавал покойную мисс Джилкрист. Дело в том, что при аресте у Слатера были отобраны деньги и драгоценности, «заработанные» в притонах и игорных домах. Он опасался, что, узнав о его связях с убитой, полиция конфискует его состояние, как нажитое нечестным путем. Трясясь за свои деньги, Слатер прямым путем шел на виселицу.

Когда 3 мая 1909 года в Эдинбурге началось слушание дела об убийстве на Вест Принс-стрит, всякий следивший за ходом расследования по газетам мог бы отдать голову на отсечение, что Слатера повесят. Один подсудимый не терял оптимизма. Он был убежден, что запросто развеет вздорное обвинение. Так как все его деньги были конфискованы, обвиняемый не мог нанять адвоката, и суд назначил ему защитников. Оба служили в судебном ведомстве и уже в силу этого не собирались портить отношений с властями.

Присяжные тоже были как на подбор. В их глазах содержатель притона был уже заранее виноват, а любой потенциальный клиент заведения мисс Джилкрист — вне подозрений.

Британская судебная процедура как бы переносит присутствующих на несколько столетий в глубь веков. Шелковые мантии и спадающие на плечи завитые парики судей под стать церемонии судопроизводства. Перед началом заседания судебный пристав поднес председателю лорду Гатри букет фиалок. Этот средневековый обычай сохранился с тех времен, когда обвиняемых приводили из подземелий оборванных, истомленных пытками и грязных. Ясно, что сиятельный нос судьи не мог вынести шедшего от них аромата.

Слатер, выслушав обвинение, твердо ответил:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены