«Крестьяне»

Мих Долгополов| опубликовано в номере №266, февраль 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новый фильм Ф. Эрмлера

Фридрих Эрмлер, режиссер, орденоносец. не случайно посвящает свой новый фильм «Крестьяне» светлой памяти Сергея Мироновича Кирова, предательски убитого подонками зиновьевцев.

В «Крестьянах» (сценарий Э. Большинцева, В. Портнова и Ф. Эрмлера) режиссер дает широкое полотно колхозного строительства, рисуя образы новых людей, вчерашних мелких собственников. Перед ними открыта дорога в замечательную жизнь, к которой зовет партия Сталина, в замечательную жизнь, за которую боролся С. М. Киров.

Действие картины развертывается в обстановке сложной борьбы со скрытым классовым врагам, раздавленным, но еще пытающимся вредить. Классовый враг, скрывшийся под личиной животновода-ударника Герасима, всячески стремится задержать успешный рост колхоза. Зная о нехватке кормов на свиноферме, он сознательно не предпринимает никаких мер к устранению этого прорыва, надеясь, что правление колхоза окажется вынужденным раздать свиней по колхозным дворам и, таким образам, свиноферма погибнет. Накануне приезда в колхоз начальника политотдела Николая Мироновича жена Герасима - в недавнем прошлом беднячка - нарушает постановление правления колхоза и начинает загонять свиней обратно в общественный свинарник. Варваре за это самоуправство угрожают исключением из колхоза.

Приехавший начальник политотдела добивается решения колхозников о раскорчевке под запашку земель, поросших кустарником.

В минуту откровенности Герасим случайно проговаривается, и Варвара узнает о его ненависти к колхозному строю. Варвара в негодовании хочет убежать из ставшего ей ненавистным дома, чтобы разоблачить Герасима. Герасим убивает ее и вешает труп в сарае. Пытаясь скрыть свое преступление, он распространяет слухи, что его жену затравили угрозами исключить «а колхоза.

Николай Миронович, не имея никаких точных улик, догадывается о виновнике убийства В страстной речи над телом убитой Варвары он клянется отомстить за ее убийство, и ему удается вызвать перелом в подавленном настроении колхозников. Все они горячо принимаются за раскорчевку, «Животновод» Герасим, чувствуя грозящую ему опасность, запугивает Егорку - брата Варвары, в прошлом бедняка, получившего сейчас от колхоза избу и телку, добившегося счастливой жизни, о которой он раньше и мечтать не смел. Пользуясь клеветой и ложью, Герасим отравляет сознание Егора, и тот пытается убить Николая Мироновича. Убийство не удается. Начальник политотдела выздоравливает. После разоблачения врагов колхоз успешно разрешает стоящую перед ним кормовую проблему и превращается в зажиточный, большевистский колхоз.

Таково содержание фильма.

Режиссер создал картину огромного политического звучания, показал один из типичных участков сегодняшней советской деревни.

В исключительно простой манере, с огромным художественным мастерством строит свою картину Фридрих Эрмлер. Все ее эпизоды понятны, все ее действие отчетливо, доступно массовому зрителю, картина волнует своей искренностью, зовет к бдительности и настороженности. Отдельные сцены сделаны режиссером и исполнены актерами с потрясающей силой. Незабываемы эпизоды убийства Варвары Герасимом, речь начальника политотдела над трупом Варвары и др. Блестяще играют артисты Е. Юнгер (Варвара), А. Петров (Герасим) и особенно Н. Боголюбов (Николай Миронович).

Артист Н. Боголюбов в «Крестьянах» создает замечательный образ большевика - начальника политотдела, одного из лучших людей нашей страны. Он обаятельнейший, культурный человек, яркий и даровитый. Партия Ленина - Сталина послала его на работу в политотдел, и зритель видит его глубокую политическую целеустремленность, большевистскую страстность, дальновидную тактику, необходимую в сложной обстановке борьбы.

Смело трактует Эрмлер скрытого врага, кулака Герасима. Это не шаблонный кулак с обрезам, из-за угла убивающий ненавистных ему представителей нового мира: Герасим умен, изворотлив, даже его жена лишь случайно распознает его истинное лицо. И артисту А. Петрову удалось создать образ хитрого, вкрадчивого, ни перед чем не останавливающегося врага, убивающего даже любимую жену, которая может его разоблачить.

Прекрасна в «Крестьянах» работа оператора А. Гинзбурга. Оператор А. Гинзбург (снимавший также картину «Встречный») показал себя и в этой работе большим, вдумчивым художником.

Вся картина Эрмлера несмотря на трагизм отдельных ее положений дана в бодром, оптимистическом плане. «Крестьяне» - первая большая кинопоэма о нашей колхозной деревне, о замечательных ее людях, под руководством партии творящих славные, всемирноисторического значения дела. Она рассказывает о борьбе за изобильную, честную колхозную жизнь, она пробуждает чувство ненависти и зовет к бдительности, к беспощадной борьбе со всеми явными, и тайными врагами победившего пролетариата.

Орденоносная фабрика «Ленфильм» и режиссер-коммунист Фридрих Эрмлер, награжденный орденом Ленина, дали Стране советов новую замечательную картину, которую будут смотреть миллионы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Синантроп

Древняя стоянка китайского обезьяночеловека