Крест и сабля

опубликовано в номере №332, август 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Армия польских интервентов вступила в Белоруссию в августе 1919 года. Вернувшаяся к своим старым гнездам поместная шляхта немедленно взялась за искоренение всего русского и белорусского. Особое внимание интервенты уделили школе. Были приняты строжайшие меры к переводу школы на польский язык и к «перевоспитанию» школьников с целью запугать их и «полонизировать» (ополячить). Польская правящая верхушка начала проводить по отношению к белорускам, украинцам, евреям и другим национальностям политику угнетения и подавления, которая впоследствии сыграла огромную роль в распадении польского государства.

Л. Рубинштейн рассказывает о событиях, происходивших в одной из школ крупного белорусского города в сентябре 1919 года, сейчас же после вступления польских уланов.

Последними явились в гимназию братья Гартинги. Они опоздали на целых пат - часа. В половине десятого в глубине улицы, обсаженной липами, раздалось гулкое хлопанье бича и к ученическому подъезду подкатил лан - долет. Кучер на вытянутых руках одержал у самого подъезда двух рысаков, запряженных парой, без дуг.

Первым соскочил Люциан Гартинг, младший брат Ренэ, маленький, хилый мальчик, закутанный до ушей несмотря на теплую сентябрьскую погоду. Он обычно сидел рядом с кучером и соскакивал на землю первым.

За ним сошел англичанин - гувернер. Он деловитым жестом подал руку Ренэ и помог ему выбраться из экипажа. Англичанин держал в руке пакет, перевязанный голубой лентой. Люциан держал такой же пакет, перевязанный шпагатом. Это была фамильная традиция. Голубой цвет был цветом Ренэ, первенца и наследника в семье Гартингов. Прочие дети не имели цвета. Англичанин взял Ренэ под руку и проследовал с ним в раздевальную.

У окна стояли воспитанники шестого параллельного - Антось Кондратович и Алексюта. За окном, на балконе гимназического здания, плескался по ветру большой бело - малиновый флаг с белым орлом.

- Видал братьев? - сказал Алексюта.

- Видал, - ответил Кондратович.

- Знаешь про все?

- А что?

- Инспектора вчера вызывали в магистрат. Был скандал. Дескать, нашли в шестом классе портрет Володарского. Дескать, «у вас в гимназии гнездо большевиков...» Будут чистить гимназию.

- Как это?

- А вот так: поляков отдельно, нас отдельно. Этих двух молодцов послали к нам шпионить, кто у нас комсомольцы. Подержат месяц, а потом прихлопнут гимназию. Такая политика.

- Ну, мы еще поглядим, какая политика, - сказал Антось сквозь зубы.

- Чего тут глядеть, - кисло проговорил Алексюта, - сейчас начнут нас пугать...

- Не испугаемся, - сказал Антось, - наши ребята не из пугливых...

- В чем дело? - послышатся позади их рычащий голос. - В класс! В класс!

Это был классный надзиратель Иван Иванович Книго, прозванный «Гусем».

- А?! - крикнул «Гусь». - Почему? Звонок был! Поведение...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены