Косматый

Жужу Тури| опубликовано в номере №729, октябрь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Читателям «Смены»

С любовью и самыми теплыми, дружескими чувствами приветствую молодых читателей «Смены». То, что я не смогла выразить в этих коротких строках, пусть расскажут мои произведения.

Жужа Тури

На самой высокой вершине Матра в дремучем лесу приютилась маленькая деревушка. На единственной вьющейся в гору кривой улице выстроились друг подле друга крохотные домишки с узкими пустынными двориками. Меж камней не видно ни деревца, ни цветка, ни травинки, словно могучие горы и пестрые поля, окружающие деревушку, впитали в себя все жизненные соки земли, не оставив ни капли кривой улочке.

Еще недавно здесь жили очень бедные люди - лесорубы - поденщики. Они неделями пропадали в лесу, а когда не было работы, сидели, сгорбившись, в домишках у очагов. Во дворах не было слышно ни птичьего гомона, ни басовитого хрюканья сытых свиней, ни мычания коров.

После освобождения страны от гитлеровцев жители деревни постепенно начали осмысливать новую жизнь. Немало времени прошло, пока семья Мартона Келе поняла, что жизнь изменилась к лучшему. Мартон не ходил больше на поденку к господам из акционерного общества. Он почувствовал себя свободным человеком. Работая в государственном лесу, Мартон по субботам приносил домой недельный заработок, которого было вполне достаточно, чтобы жить безбедно.

... Вот уже несколько воскресений Мартон что - то мастерит у себя во дворе. Его жена Рожи ничего не спрашивает. Она только искоса поглядывает на длинные балки, костыли да железные брусья. Ей и так понятно, что задумал Мартон: над постройкой хлева голову ломает. И Мартону тоже очень хорошо известно, на что жена копит деньги в маленькой, обшитой красным бархатом коробке. Будущей осенью корову купить решила. Ведь уже дюжина пестрых коров, принадлежащих жителям деревни, пасется на склонах холма. Иногда Рожи высыпает содержимое коробки в подол, медленно, вполголоса пересчитывает, а затем озабоченно говорит:

- Как бы не убежали наши денежки! Калитку-то ночью каждый отворить может.

Мартон смеется, глядя на обеспокоенную Рожи. И хотя подобные опасения кажутся ему напрасными, он тотчас же задумывается над тем, как бы успокоить жену...

В субботу Мартон Келе возвратился из леса, как обычно, после полудня. На боку у него висела пустая сумка, а куртка как-то странно топорщилась и шевелилась. Лицо Мартона сияло улыбкой.

- Ну, вот тебе и сторож, - сказал он.

Из - под куртки выкатился серый клубок. Четыре широкие лапы напряженно растопырились на каменном полу кухни. Задрав кверху мокрый черный нос, щенок трусливо и просяще уставился на женщину блестящими глазами, шевельнул пушистым хвостом. Рожи отчужденно поглядела на собачонку и неприязненно спросила:

- Это еще зачем понадобилось? Хлеб даром губить?

- Ему хлеба не надо, - махнул рукой Мартон, - очистки от картошки есть будет да остатки супа. Пес косматый, выдержит и дождь и стужу, будет жить на дворе, дом охранять да твою шкатулку... Правда, Миши? - подмигнул Мартон восьмилетнему сыну, который только что пришел из школы и стоял тут же, пожимая плечами и косясь на серого щенка. А тот покорно и дружелюбно глядел теперь уже на него. Миши равнодушно спросил отца:

- Его Косматым зовут?

Так и осталась за собакой эта кличка. Косматый поселился во дворе, вход в дом ему был запрещен. Если иногда он подходил к дверям кухни, Рожи прогоняла его:

- Ну, ты чего здесь ищешь? Что дом не стережешь?

От дождя Косматый укрывался под деревянным навесом и тоскливо глядел оттуда на кухонную дверь, за которой весело потрескивал огонь и варился вкусный суп...

Когда Миши приходил из школы, Косматый не бежал ему навстречу и не вилял хвостом, только издали доносилось его короткое и радостное тявканье. Но мальчик брел мимо, не подарив ни единым взглядом неразумное животное, как мать называла Косматого.

В доме Мартона Косматому зла не причиняли, но и любви на его долю не доставалось. Его серая, пышная шубка не знала ласкающей руки, он не слышал ни единого доброго слова... Косматому не было места в кругу семьи. Несмотря на это, он рос, и, когда на горную деревушку навалилась зима, серый клубок превратился в собаку с густой шерстью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены