Королева Иванова, или «Какие бабы?! Страна вагоны разгрузить не может!»

Андрей Кучеров | опубликовано в номере №1503, декабрь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Размышляя, я бы хотел привести и другое интересное высказывание на эту тему одного из главных редакторов столичных изданий, опубликованное (если мне не изменяет память) в журнале «Театральная жизнь». Я уже тогда выписал это высказывание, поскольку неглупых мыслей по затронутой проблеме у нас почти что нет. И вот его слова: «...Но попробуем озадачиться одним «простым» вопросом: какое применение может найти у нас в стране женщина, обладающая незаурядной, оригинальной, броской внешностью? Ей хочется себя показать. Ей хочется себя выставить. Каким образом? У нас абсолютно не развита индустрия моды, индустрия рекламы и пр. и пр. И мы обрекаем женщину на психологический дискомфорт. Ее потребность — природная потребность! — реализовать свою незаурядную внешность и отсутствие условий для этого вступают в тяжелое противоречие. И здесь, по-моему, одна из многочисленных причин того, что многие женщины незаурядной внешности избирают путь легкой наживы, а попросту говоря, становятся проститутками...»

Вот такие мысли записал я однажды в свой блокнот. Мысли, повторяю, интересные, хоть и чужие. Но это еще не последний аргумент в пользу конкурсов красоты. Будут еще. Но после того как Алена Иванова толкнет наконец свою тележку с чемоданами в сторону всемирного конкурса...

Сюжет

— И тут вдруг появляется представитель Аэрофлота с женой. И они говорят, чтобы я ехала к ним домой, а уже на следующий день будем решать, как передать меня в руки организаторов конкурса.

С диким облегчением я толкнула эту идиотскую телегу с моими вещами...

Когда меня наконец «передали», жизнь вошла в ритм, которым раньше мне не приходилось жить. Каждый день в различных городах ФРГ проходили шоу, в которых мы — представительницы сорока пяти стран — принимали участие. Конкурсы красоты поставлены там на коммерческую ногу. Из них выжимают предельную выгоду. Шоу-программы начинались в шесть вечера и заканчивались в двенадцать ночи. После этого нас везли в гостиницу. Часа в три мы ложились спать, а в шесть утра уже надо было подниматься, чтобы начать подготовку к очередной программе.

Когда я наконец-то попала к спонсорам этого мероприятия, они удивились и обрадовались, так как уже не надеялись, что «русскую отпустят». Ведь я опоздала на целую неделю из-за нашей «тщательности» в оформлении выезда. Короче, когда я со всеми познакомилась, получилась забавная штука — они решили что Иванова — это мое имя. И пару дней я жила как Иванова. «Здравствуй, Иванова» — «Здравствуйте...» Просто Иванова и все. Меня это не особо смущало, но потом я все-таки объяснила, что зовут меня Алена...

Вот сейчас, когда уже спокойно можно разобраться в воспоминаниях, хочу сказать, что меня там удивило, поразило и порадовало. Прежде всего сам конкурс, его организация. Да, все это коммерция, состязательность, налаженный механизм. И все же там чувствуешь себя удивительно свободной, там все способствует тому, чтобы человек мог использовать свой шанс, раскрыться, показать свою индивидуальность. Ведь в принципе каждая девчонка, которая идет у нас на такие конкурсы, желает одного — самоутверждения. Не получая в жизни признания своей внешности, фигуре, оригинальности, она ищет эту возможность в конкурсе красоты. Потенциально в любой женщине заложено желание нравиться. И каждая, я считаю, при желании может быть оригинальной, милой, обаятельной. И тем более обидно, что у нас, где все это должно цениться в человеке больше всего, этим разбрасываются, и, более того, людей неожиданных, неординарных не любят. На мой взгляд, погоду в нашей стране делают не яркие, а очень средние люди. Я считаю, огромная трагедия нашей системы состоит в хронической недораскрытости талантливых людей, если так можно сказать. Именно в недораскрытости. Помните в гениальном «Не до...» у Высоцкого:

Он знать хотел все от и до, Но не добрался он, не до... Ни до догадки, ни до дна, Не докопался до глубин, И ту, которая одна, Недолюбил, недолюбил!

И финал:

Смешно, не правда ли? Ну, вот, — И вам смешно, и даже мне. Конь на скаку и птица влет, — по чьей вине, по чьей вине?

Вот и не решаемся мы до сих пор ответить на вопрос: по чьей вине? Только повторяем, как пьяные, — «бюрократический аппарат», «чиновники»... Какой, к черту, аппарат?! При чем тут чиновники?! Все это пар, а вода кипитсовсем от другого... Словом, эта страшная ситуация, когда талантливый человек вынужден чуть не с рождения продираться, оставляя на колючей проволоке, говоря образно, клочья живой кожи, приводит к тому, что очень часто у нас неординарные люди либо спиваются, либо кончают жизнь самоубийством, либо выезжают из страны. Вы думаете, сейчас что-то изменилось? Почти нет. На поверхность просочились единицы, остальные мучаются, как и прежде, и давление на них только усилилось — ведь борьба ожесточается. Почему в нашем обществе для многих людей почти привычна стрессовая ситуация? Потому что у оригинального человека активно развивается комплекс собственной недораскрытости. Ведь это даже не физическая боль — она проходит, а это «не до...» уйти не может, это давит на психику, это каждый день, как полуночный бой курантов...

Талант и красота — это от природы, от бога. Но красота, как и талант, без трудолюбия — ноль. И без здоровья — тоже ноль. Вот я смотрю на наших маленьких девчонок и вижу, что, например, «она» может вырасти очень симпатичной, очень красивой. И в то же время я думаю, какая судьба ей уготована: либо ее красота заставит ее быть «путаной», или же она станет несчастной, затурканной мамой с десятью сумками и тремя жировыми складками под подбородком. Я к тому, что думать о женщине нужно не в тот момент, когда требуется выбрать из десяти восемнадцатилетних одну - единственную «мисс», думать о женщине нужно, когда она еще ребенок. Приходишь в школу — а я работала в школе лаборанткой — и видишь, что учительница одета ужасно безвкусно, что она не только знаний не даст, но даже элементарного эстетического вкуса не сможет привить, уважения к самой себе. А, быть может, всем этим первоклашкам важны даже не знания, а то, КОГО ОНИ ПЕРЕД СОБОЙ ВИДЯТ? Понимаете?..

Повод подумать

А мне все равно не дает покоя мысль: «нужны — не нужны» нам конкурсы красоты? Быть может, то, что нормально для цивилизованных государств, ненормально для нас, несущихся даже не в последнем вагоне стремительного поезда, а тихо ковыляющих по шпалам. Быть может, рано нам с нашими «одухотворенными» лицами в калашный ряд? Ведь даже «Наутилус Помпилиус», возвеличенный премией Ленинского комсомола, поёт о том, что «Ален Делон не пьет одеколон», а у нас-то ведь пьют и как пьют! А если к тому же опросить членов нашего Совета все более и более Верховного и подсчитать их голоса «за» и «против» конкурсов красоты, я думаю, что «против» будет больше. А ведь наши депутаты, если поверить им на слово, выражают мнение народа. Короче так: если большинство «не хочут», а меньшинство-таки желает, как тут быть? И что важнее для прогресса — мнение большинства или отчаянные телодвижения меньшинства?.. Вообще-то мое репортерское дело — задавать вопросы. Задавать и провоцировать общественность к размышлениям. (Я вообще считаю, что нынешняя журналистика должна не столько информировать, сколько вполне сознательно провоцировать появление разных мыслей, добиваясь их брожения.) И тем не менее скорее интуитивно я предвижу, что конкурсы красоты нам все-таки нужны. Нужны как раздражитель общественного мнения. Нужны как некий воспитатель вкуса. Нужны для самоутверждения, без которого иная женщина просто может не состояться чисто по-человечески. Нужны, чтобы наше, пожалуй, последнее достояние — красивые женщины — не выехали за рубеж. А ведь их вывозят и как еще вывозят! Предлагая и руки, и сердца и все остальное, что имеется при организме иностранного гражданина. Я представляю, какой доход в валюте мы могли бы иметь, если бы ввели государственную пошлину на каждую вывезенную за рубеж нашу красивую женщину. И я почему-то думаю, что грамотные, эффектные, постоянные конкурсы красоты нашего отечественного производства хоть как-то, хоть чуть-чуть, но будут препятствовать этому нерадостному процессу.

Кстати сказать, мы, к счастью, довольно успешно учимся их проводить. Последний конкурс «Московская красавица-89» лично меня просто удивил своей продуманностью, оригинальностью и отсутствием пошлости. Это было действительно зрелище. И это было действительно состязание. И были максимально использованы все возможности, которые находятся в прямой зависимости от суммы денег, отпущенных на это мероприятие. По меньшей мере мне так показалось. А это трудно: имея немного, сделать по максимуму. Это свидетельствует о наличии вкуса и изобретательности у организаторов и режиссеров этого конкурса, без чего просто нельзя и не нужно заниматься этим «бизнесом». Но это говорит и о том, что иногда изысканный вкус меньшинства может даже смягчить нравы большинства, и значит, еще не все потеряно. Ведь, кстати сказать, в тех же чемоданах, которые Алена Иванова упорно везла на маленькой тележке, были упакованы платья и костюмы, сшитые ее руками, и именно они произвели потрясающее впечатление на западных немцев. А уж их удивить одеждой все-таки трудно. А Алена Иванова «там» была, как известно, в меньшинстве. Значит, все-таки прогресс может определять и меньшинство, если, конечно, оно обладает вкусом...

— Призы? Да какие там призы!.. За свою победу я получила букет роз и бутылку шампанского... Мне, естественно, никто не поверит — у нас вообще забыли. что такое «верить». — но я как-то очень взволнованно относилась к тому, что представляю на этом международном конкурсе свою страну, которую и люблю, и ненавижу одновременно, как, впрочем, и большинство наших людей. Хотя думаю, если бы мной занимались профессиональные менеджеры, опытные в таких делах, они бы заработали на моей победе какую-то выгоду — и материальную, и даже политическую. Я. между прочим, убеждена: если бы нашей первой «мисс» Машей Калининой занялись всерьез, а не так, как это было, она бы принесла стране огромные дивиденды. А из-за нашей процветающей лопоухостй эти возможности были использованы минимально.

Первое место в этом конкурсе заняла девушка из Польши. Она стала королевой мира-89. На следующий день западногерманское радио заговорило о том, что эта победа, возможно, придаст силы народу Польши, который находится сейчас в сложной ситуации, поможет выбраться из кризиса... То есть там думают буквально обо всем, на много шагов вперед. К сожалению, наши организаторы конкурсов красоты до сих пор смотрят, что называется, только себе под ноги. Работает довольно примитивная схема: быстренько подготовить конкурс, кое-как его провести, кого-то выбрать, кого-то наградить и. главное, тут же хапнуть на всем этом деле. А дальше — следующий конкурс, и чем быстрее, тем лучше. Ярчайший пример подобной халтуры — конкурс «Мисс СССР», после которого юная «мисс» Юлия Суханова на страницах газеты выясняет, кто кого надул, обвиняя во всех смертных грехах представителя центра «Венец», стоявшего у истоков этого марафона красоты. Я. кстати, до сих пор не могу понять, почему «Венец» обладает монопольными правами на проведение всесоюзного конкурса красоты. Пока что он по праву завладел только монополией на скандал. Я только потому об этом говорю, что еще один скандал может просто похоронить саму идею, а ее и так старательно топчут. На мой взгляд, пусть такой конкурс готовится два года, пусть три, но пусть это будет КОНКУРС.

А вообще, все это тяжелая, изнурительная работа. Развлечение, игра. шоу — это для зрителей. И в такой работе лично я не вижу ничего предосудительного. Просто мы очень мало, к сожалению, знаем о труде манекенщиц, о том. что такое фотомодель и каким трудом достигается одна красивая улыбка или изящная поза на цветной журнальной странице, которую подчас пролистывают, послюнявив палец. Нет, это. может быть, и нормально, когда, послюнявив палец, но ведь никто не знает, чего иногда стоит эта безмятежная улыбка красивой девушке в красивом платье, которую «пролистывают» себе в удовольствие. Но это ее работа и она должна улыбаться, хочется ей этого или нет. И могу сказать, что победа на конкурсе — это не просто пройтись в купальнике и не просто очаровательно улыбнуться. Победа — это когда ты умеешь остаться нестандартной во время конкурса стандартов. Что безумно трудно. Но и безумно важно. Мой внешний вид и даже моя походка — это моя точка зрения на все: на мир, на жизнь. И если она есть, и если она интересна — она цепляет. Значит. у меня есть свой стиль. А стиль — это, по-моему, грация, а грация, как сказал один мудрый человек, это красота в движении. А для того, чтобы наша внешняя красота постоянно находилась в движении, причем в движении ОТ морщин, усталости, возраста, нужно работать над собой ежедневно, тщательно и не только в короткие периоды конкурсов. Такая вот простая философия...

Повод подумать

Печально известный факт: семнадцатилетняя Чилла Андреа Мольнар — коронованная победительница всевенгерского конкурса красоты — покончила жизнь самоубийством. Причины? Разные люди толкуют их по-разному. Об этой трагедии в Венгрии даже был снят фильм «Красотки»...

Вопрос: а что потом? — чертовски, по-моему, важен и для организаторов конкурсов красоты, и для самих «красоток». Я о том, что конкурс красоты — это не праздник города. Это коммерческое, со всеми вытекающими отсюда. предприятие. И юные души, которые пускаются в это сложное, подчас безжалостное плавание, должны, мне кажется, четко и недвусмысленно отдавать себе отчет: отныне это их работа. Работа, которая имеет и свои звезды, но и свои пропасти. Работа, которая в нашей стране еще только пробивает себе дорогу и не пользуется таким же уважением, как профессия сантехника.

И кидаясь в нее с головой, нужно понимать: эта работа может предполагать тяжелые компромиссы, моральные травмы, она долго еще будет усеяна шипами, но не розами. А это больно, когда — шипами. Это можно однажды и не выдержать...

Сюжет

— О чем мечтаю?.. Мечтаю выйти замуж. Но чтобы он был похож — душой и мыслями — на того поручика, который мне запомнился в одном из наших фильмов...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Флетч

Роман. Окончание. Начало в №№ 20-23