Коренное понятие

Михаил Алексеев| опубликовано в номере №1167, январь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Другое дело, что работа эта сложная, глубинная, здесь лихим наскоком не возьмешь. Но именно поэтому ей нынче придан государственный размах, государственная широта и серьезность.

В массовом походе за качество у нас уже есть свои разведчики, передовики, последователи... Молодые читатели журнала «Смена» помнят: уже на их сознательном веку возникли промышленные фирмы в городе Львове, чья цель была – честь заводской марки. Их опыт недавно обобщен в постановлении ЦК КПСС. Этот опыт дружно подхвачен во многих городах и весях. Я, видимо, не ошибусь, если скажу, что сегодня Государственный комитет стандартов – одно из самых авторитетных учреждений страны. Потому что на наших предприятиях, в разных отраслях народного хозяйства создается ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ. В ее рамках идет планомерное формирование качества изделий на всех стадиях производства, внедряются автоматические системы управления, ведется борьба за выход продукции на уровень всесоюзных и мировых стандартов.

Как же этому не радоваться? Как нам этим не гордиться? Однако диалектика жизни такова, что, как никогда раньше, мы яростно критикуем отдельных людей и целые предприятия за некондиционность продукции, за брак, за работу по инерции. Ученые говорят: качество – это совокупность свойств продукции, определяющих степень ее пригодности для использования по назначению, и мы хотим, чтобы каждое наше изделие было образцовым!

Сегодня лишь бы какая продукция уже не есть результат той производительности, которую можно назвать эффективной. Нужно работать по-новому. И для этого нужны не только новые технологические и экономические рычаги, не и рычаги нравственные.

Не так давно мне на глаза попала свердловская областная комсомольская газета «На смену!». Там был помещен отчет об открытом заседании рабочего совета по социалистическому соревнованию – важнейшему двигателю борьбы за качество. Вот что сказала на совете бригадир строителей Тамара Бокарева:

«Решался вопрос о присуждении символического первого места, поскольку, согласно условиям соревнования, никто «не тянул» на премию. Еще 3 – 4 года назад вопрос решился бы очень просто. Коль нет премии, то и нечего биться за место победителя. А тут разгорелся сыр-бор. Итоги обсуждались с таким же жаром, как и до объяснения о неприсуждении премии. Вот тогда я и подумала, какое благородное влияние на человека оказывает соревнование. Компенсация затраченного труда рублем уже не удовлетворяет. Человек преследует уже значительно большую цель. У девчат нашей бригады зарплата не изменится от того, будут они надевать вечерами красные повязки дружинников или нет. Но они надевают и выходят на дежурства. Привычка делать доброе и полезное на производстве не оставляет их и дома. Передовой рабочий... не станет хулиганом, не пройдет равнодушно мимо того, что мешает нам жить».

Я, конечно, понимаю, что среди десятков миллионов соревнующихся не все передовики, что из тысяч и тысяч бригадиров не все, как Тамара, обладают государственным умом, умеют наблюдать и думать, как это умеет она, но вот вопрос: на кого же надеяться в многотрудной борьбе за качество? На людей дисциплинированных, творческих, самозабвенных, ревностно любящих свою работу, свой общественный труд, или на рвачей и выжиг, пьяниц, халтурщиков? Двусмысленного ответа здесь быть не может. Как учил Владимир Ильич Ленин, мы должны опираться на передовых, сознательных рабочих.

В усложнившихся условиях сегодняшнего производства крайне важен нравственный облик каждого работника, его отношение к товарищам, к труду, к жизни. Борьба за качество обнимает гораздо большую сферу действительности, чем может показаться поверхностному взгляду.

...Мужчина с блуждающим взором, небритый, неприбранный, с дрожащими в мелкой тряске руками, приближается к станку. Вчера он сильно выпил. Мысли его – об опохмелке... Можно такого допускать к работе? Можно ожидать от него производительности, не говоря уж о качестве?..

Нужно, чтоб пьяница был презираем обществом, как презираемы тунеядцы, лихоимцы, преступники. Нужно всем миром ополчиться против выпивох, пусть задумаются, пока не поздно, пока жизнь с ее новыми мерами ответственности не вышвырнула их, не выплеснула за борт, не поставила вне дела, вне общества. А какую такую ценность представляет личность, помышляющая лишь о выгодной работенке, о выгодном заказе, заранее подсчитывающая мзду? У иных забота сперва об оплате, о деле – после... И пусть такой владеет ремеслом хорошо, но он асе, имея в виду только интересы собственного кармана, никогда не станет болеть душой за общее дело, не поможет другому, не станет ни до, ни после гудка соображать, как сделать, чтобы получилось получше у всех, и именно поэтому нам небезразлично, как рождается изделие – ценой ли творчества, души или по меленькому расчету поднаторевших рук!

Да, речь не только о профессиональных, но и о моральных «вложениях» в дело, если хотите, в жизнь.

Как известно, образованность у нас давно в чести. Я бы даже сказал, мы создали некий культ учебы. Десятилетка – университет. Иных путей, было время, никто себе не рисовал. На вопрос, кем ты хочешь быть, молодой человек отвечал: инженером, ученым, писателем, артистом. И совсем редко: токарем, плотником, садоводом, животноводом... Случалось, что проваливается молодой человек на экзаменах в университет, но вместо того, чтобы идти работать, отсиживается дома. И ведь так было. Сейчас, к счастью, этому приходит конец.

Есть у нас хороший лозунг: «Учиться». И никто никогда не собирался его отменять – напротив, без учебы, настоящей, увлеченной учебы, пути вперед нет. Но почему обязательно надо начинать свою жизненную дорогу со студенческой скамьи? Ты юн, здоров, полон жизненных сил – не робей, пойди поработай, покажи, на что способен, проверь себя – и иди дальше с сознанием того, что ты своему обществу уже начал отдавать свое, от тебя уже можно наверняка ждать большего, а то ведь иной и институт еле-еле кончит, да еще в аспирантуру потянется и будет до зевоты вымучивать из себя диссертацию, будет «защищаться», а от чего защищаться? От жизни? От работы по совести? Спрашивается, кому нужна такая образованность?

Учиться, чтобы лучше работать, это – другое дело...

Пусть не покажется читателю, что в последних абзацах автор произвольно надергал негативные факты и увел речь о качестве куда-то в сторону. В том-то все и дело, что сегодня никакой разговор о качестве продукции немыслим без размышления о качестве нашей работы, о качестве нашего отношения к жизни, между собой, о качестве нашего сознания – везде, повсеместно, где бы мы ни жили, кем бы ни были...

Мне уже доводилось писать о том, как однажды весной, в разгар .сева, среди дня поломался трактор. Его хозяин быстро покинул кабину, обошел раз и два вокруг машины, заглянул туда, сюда, а потом, стряхнув с кепки пыль и вытерев ветошью руки, направился вниз по горе – в село, домой, стало быть.

Встретились мы с ним на дороге. Спрашиваю:

– Ты куда это, Иван?

– В село.

– Что случилось? Почему так рано?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены