Конец «гуттаперчевым мальчикам»

Мих Долгополов| опубликовано в номере №254, февраль 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Техникум циркового исскуства

«Allez»! - этот отрывистый, повелительный возглас был первым воспоминанием m - lle Норы из ее темного, однообразного бродячего детства. Это слово раньше всех других слов произнес ее детский язык, и всегда вслед за ним вставали в памяти Норы холод нетопленного цирка, запах конюшни. тяжелый галоп лошади, сухое щелканье длинного бича и жгучая боль удара, внезапно заглушающая минутное колебание страха...»

Эти строчки одного из дореволюционных писателей как нельзя лучше характеризуют тяжелую, безрадостную картину детства малолетних цирковых артистов до революции. Кадры этих будущих цирковых артистов в большинстве случаев комплектовались из сирот и безнадзорных ребят, отдаваемых в ученье «сердобольными» дяденьками и тетеньками, чтобы избавиться от лишних ртов.

«Ученье» маленьких артистов заключалось обычно в грязной работе на кухне, в побегушках за водкой «господину директору», в уборке конюшни и в получении сопутствующих этой деятельности подзатыльников и затрещин.

Наиболее способных и выносливых включали в состав «номера». И тогда к обязанностям по хозяйству присоединялись страх и опасение за возможную «осечку», недодержку, падение с лошади во время вольтажа. С деланной улыбкой дети исполняли труднейшие трюки, зная, что конец шамбарьера (длинного бича) в руках хозяина все равно настигнет их и незаметно щелкнет по плечу, причинив острую боль. И они предпочитали лучше свалиться с крупа галопирующей лошади на опилки манежа, чем получить удар.

Недоедая и недосыпая, переезжая с бродячим цирком из города в город, из села в село, ребята, естественно, не могли и думать о грамоте, о школе.

Так, подрастая и овладевая сложной техникой циркового искусства, юные циркачи в подавляющем большинстве случаев не умели подписать собственной фамилии. В нужных случаях «крест» - синоним безграмотности - заменял фамилию в официальных документах.

Цирк и поныне является самым популярным, доступным и любимым массовым зрелищем, несмотря на то, что искусство его, пожалуй, самое отсталое, консервативное. Даже сейчас, при огромных сдвигах во всей нашей жизни, реконструкция не коснулась циркового искусства.

Реконструкция цирка невозможна без полной реорганизации всей системы профессионального ученичества, без выработки нового типа циркового артиста. Эту задачу, а также задачу организованной подготовки новых цирковых кадров и должна выполнять специально созданная, единственная в мире цирковая школа.

Молодые рабочие и работницы, ребята, окончившие школу - семилетку, в большинстве своем физкультурники, сдавшие нормы на значок ГТО, хотят стать цирковыми артистами. Их влечет к этой профессии не ореол дешевой романтики, которым были овеяны дореволюционный цирк и его работники. Они хотят получить всестороннюю художественную подготовку, изучить до тонкости сложное и точное мастерство определенного циркового жанра и затем, по окончании техникума, работать на манежах цирков, давая зарядку бодрости и жизнерадостности советскому зрителю.

Техникум циркового искусства помещается в Петровском парке на 5 - й улице Ямского поля. Его производственная база оборудована крайне скудно. Старое помещение конюшни с манежем диаметром в 13 м, неизменным для манежей цирков всего мира, приспособлено для учебно - производственных занятий.

Приезжайте в техникум и посмотрите, с каким азартом и энтузиазмом студенты изучают цирковую технику.

Вот на манеже группа молодых жонглеров. У каждого в руках по три баллона. Они ждут сигнала преподавателя, чтобы начать упражнения. «Allez!» - раздается команда, и одновременно баллоны взлетают вверх, создавая впечатление непрерывного движения. Слышны лишь сухие звуки от прикосновения рук к баллонам. Снова команда, и баллоны меняют направление, крест - накрест перелетая от одного студента к другому.

Неослабное внимание, напряженная настойчивость и точный расчет каждого движения совершенно необходимы как при занятиях, так и во время работы артиста на манеже. Зевок - и баллон летит на опилки манежа, расстраивая весь номер. И снова и снова студент повторяет неудавшееся упражнение, пока не исполнит его безукоризненно.

В стороне идут занятия партерной акробатики. К поясу студентки в кольца вдета лонжа (веревка). Преподаватель Романов и его ассистент стоят по бокам студентки и держат конец лонжи. Здесь происходит обучение прыжку через голову - «сальто». «Алле!» - ноги отталкиваются от ковра, и корпус, поддерживаемый с двух сторон лонжей, совершает оборот. Сначала медленно и неуверенно, затем чаще и лучше студентка «крутит» сальто.

Затем начинаются вольтижировка и конная акробатика. На манеж выводят старую лошадь с широким крупом. С разбега, оттолкнувшись от батута (деревянная подставка), студент вскакивает на круп лошади. К его поясу прикреплена лонжа, которая подведена к блоку под куполам цирка, а конец ее находится в руке преподавателя. И, если жокей начнет падать, преподаватель его быстро подтянет, и тот повиснет в воздухе.

На первых двух курсах студенты изучают общие дисциплины цирковой техники. Акробатика (партерная и конная), жонглирование, воздушный полет, эквилибристика (проволока), вольтаж, музыкальная грамота, ритмическое движение, грим и т. д. - таковы основные предметы. Параллельно изучаются и общеобразовательные Предметы, но надо отметить, что студенты занимаются ими очень неохотно. Здесь налицо неумение наладить учебу. С третьего курса начинается специализация по определенному жанру, продолжающаяся и на четвертом курсе, когда к ней присоединяется производственная практика на летних цирковых площадках.

Огромным недостатком техникума является отсутствие хороших преподавателей, которые специально посвятили бы себя этой деятельности. В качестве преподавателей в техникуме работают цирковые артисты, в том числе и бывшие циркачи. Большинство занимается со студентами так, как де вятки лет назад занимались с ними самими. Опытные практики, они зачастую невежественны и безграмотны в самых элементарных вопросах теории циркового искусства.

Нет в цирковом техникуме и режиссера, который бы разрабатывал со студентами - выпускниками новые номера. Студенты сами готовят свои номера, копируя их часто с далеко несовершенных образцов.

Посмотрите на всех этих бывших студентов техникума: акробатов 4 Барлей, 6 Инго, Денис, жокеев 5 Кольни, 4 Филаркс и многих других, уже работающих в наших цирках. Петровы, Михайловы, Медведевы, Ивановы - все они, скрывающиеся под этими иностранными псевдонимами, честно, с мастерством проделывают то же самое, что видели вы на манеже цирка в детстве, все то же, что видели в цирке и ваши родители.

Не хватает этим номерам нового, осмысленного содержания, не чувствуется в них руки и глаза культурного постановщика.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены