Комсомольцы в фабзавуче

Сим| опубликовано в номере №13, сентябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

В школе фабзавуча ребятам задания преподносят сверху, сами они не разбираются, почему их учат тому, а не другому, так а не этак - отсюда отношение к занятиям, как к повинности.

Их мнения о преподавателях не спрашивают, а между тем некоторые преподаватели не на месте и фабзайцы много о них могли бы сказать. Преподаватели и заведующие держатся очень часто, как начальство, требуя повиновения и дисциплины. Им принадлежит право судить об успехах ученика, их оценка имеет большое значение при определении разряда фабзайца. От этого получается и материальная зависимость фабзайца от заведующего школой или преподавателя, голос которого имеет вес в педагогическом совете. Есть школы, где на этой почве развивается подхалимство учеников, заискивание их перед администрацией и т. д.

Комсомольцы в фабзавуче должны задать себе вопрос: нормально ли такое положение, когда ребята не понимают, зачем им нужно учиться и смотрят на учебу, как на обузу.

Нормально ли, что заведующие и преподаватели приказывают, а ученики должны им беспрекословно повиноваться. Коммунистическое воспитание или какое - либо другое получают фабзайцы, когда они заискивают перед администрацией, чтобы повысить разряд.

Правильно ли то, что фабзайцам нет дела друг до друга, и за свои успехи или неудачи в занятиях фабзаяц отвечает только перед преподавателем.

Выйдут ли сознательные рабочие из фабзайца, если школа строится без всякого участия, - исключительно заботами завшколой, инструкторов и педагогов.

Таких вопросов можно поставить много: например, вопрос о дисциплине, который кое - где стоит достаточно остро. Фабзайцы относятся небрежно к занятиям очень часто потому, что школьная учеба слишком суха, не связана с практикой, преподаватели не заинтересованы в деле и т.д. ит.д.

Кто должен устранить эти недостатки?

Надеяться на заведующего нельзя, потому что, даже при хорошем заведующем, дело будет идти плохо, если сами ученики не заинтересованы в школе. Опять таки инициатива должна принадлежать комсомольцам, как наиболее сознательной части молодежи.

Производственное обучение очень часто поставлено слабо, ведется без плана, без программы, превращается в эксплуатацию ребят. Обычно делами учебной мастерской вершит заведующий ею или инструктор, а ученики лишь выполняют их задания.

Комсомольцы должны поработать и здесь, помня, что ученики фабзавуча через 2 - 3 года должны будут участвовать в производственных совещаниях, работать в завкомах и т. д., что надо приучать их сознательно относиться к производству уже в то время, когда они находятся в школе.

Комсомольцы в фабзавуче должны понять, что без участия ребят можно построить более или менее показательную внешне школу (с хорошим помещением, оборудованием и т. д.), но сознательных рабочих такая школа выпускать не будет. На комсомольцев, если они только настоящие, а не бумажные комсомольцы, ложится тяжесть вовлечения всех фабзайцев в строительные школы. Если комсомольцы за это возьмутся, они на практике своей школы, своей борьбы и работы научатся быть коммунистами, а школы фабзавуча действительно будут выпускать сознательных рабочих.

Чего должны добиваться комсомольцы

ИТАК, КОМСОМОЛЬЦЫ в фабзавуче будут действительно учиться коммунизму, если они поведут работу по строительству своей школы и втягиванию всех учеников в школьную жизнь и работу. Примерным комсомольцем будет, следовательно, тот, кто более настойчиво, самоотверженно, умело будет работать в этой области.

Примерный комсомолец в школе фабзавуча - первый строитель школы, первый борец за нее.

Но за что бороться? Чего добиваться? Ясно, что бороться нужно за то, чтобы школа выпускала не исполнителей, а людей, способных проявить собственную инициативу, умеющих самостоятельно организовывать свою работу и работу своих товарищей. Будущая работа фабзайца потребует от него умения работать не из - под палки, а сознательно, проявляя собственную инициативу. В каждой работе он должен будет нести ответственность перед товарищами и уметь втягивать в порученную ему работу остальную массу. Короче говоря - каждый фабзаяц будет общественным работником, и к этой работе он должен привыкнуть еще в школе. Следовательно, школа фабзавуча должна быть построена, как организация, в которой равными правами пользуются ученики, учителя, инструктора и администрация.

Первая задача: вовлечение всех фабзайцев в строительство школы, начиная с предметных комиссий и кончая учебной мастерской. Второй задачей комсомольцев является установление связи между школой и предприятием и жизнью вообще.

В настоящее время школа фабзавуча часто находится, по выражению одного рабочего - участника суда над школой фабзавуча в Замоскворецком трам. парке - «за кирпичной стеной» от рабочих.

В школе что - то делают, чему - то учат, а рабочие очень редко знают, что там творится; от этого получается непонимание задач школы фабзавуча, недоверчивое и насмешливое отношение к ученикам. В свою очередь фабзайцы иногда даже не ходят на рабочие собрания.

Комсомольцы должны сблизить школу с рабочими завода и их организациями. Комсомольцы должны отстаивать взгляд, что фабзайцы учатся не для вузов, не для карьеры, а для работы в своем предприятии и коммунистического строительства, а потому должны участвовать в жизни и борьбе рабочих, еще будучи в школе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О лозунге разоружения

«Против течения» Изд. Петрогр. Совета, 1918 г., стр. 520