Комсомольцы в фабзавуче

Сим| опубликовано в номере №14, сентябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пусть некоторые из этих предложений спорны или неосуществимы в данных условиях; важно то, что ребята могут много сказать по вопросам педагогическим и методическим, т. - е. по тем вопросам, где они, казалось бы, ничего не смыслят.

Опыт Хамовнического района ценен тем, что показывает, с чего надо начинать работу учкому. Прежде всего следует, чтобы ребята уяснили сами недостатки школы. Недостатки резче всего бросаются в глаза, и на них легче всего привлечь ребят к обсуждению школьных дел. А затем надо развернуть работу, все шире и шире, захватывая основные вопросы школьной жизни.

Начав с подобных групповых собраний, комсомольцы, работающие в учкоме, должны будут не ограничиваться мелкими улучшениями, а поставить перед ребятами в упор вопрос об основных причинах подобных недостатков. В данном случае таких причин было две: отсутствие свободного расписания и неучастие самих ребят в выработке заданий. Нужно объяснить это ребятам, сходит с ними в такую школу, где дело поставлено лучше, показать на практике других школ, как там идет работа. Добившись ясного понимания и сочувствия ребят (а для этого нужно провести кропотливую работу не на одном собрании, а на нескольких, и поговорить с ребятами отдельно), следует провести свои предложения на школьном совете, поставив дело так, чтобы как можно большее число ребят на нем присутствовало. Не следует увлекаться «протаскиванием» своих предложений через школьный совет - это, сравнительно, не трудно (особенно - если нажать), а надо позаботиться о том, чтобы как можно больше фабзайцев в школе действительно понимали и поддерживали эти предложения.

Очень полезно поставить отчет преподавателя или инструктора на групповом собрании или на собрании в мастерской, выяснить недостатки его работы и дать ряд предложений. Нужно только следить, чтобы критика фабзайцев была вполне товарищеская, без лишней резкости и т. п. Время от времени надо ставить на общем собрании учеников доклад заведующего школой об итогах работы и дальнейших планах. Повестку дня школьного совета нужно прорабатывать заранее самим фабзайцам, в важных случаях ставя вопросы на предварительное обсуждение комсомольцев школы или общего собрания. Школьные советы надо почаще делать совместными со всеми учениками школы - это опять - таки поможет вовлечению ребят в школьную жизнь.

В общем, надо стремиться к постепенному переходу от нынешнего положения, когда ребят учат, к такому, когда они сами будут учиться, т. - е. когда программы, планы и отдельное задания будут намечаться педагогами вместе с ребятами, составляться из вопросов, интересующих самих ребят и ими поставленных.

Если ребята будут решать вопросы ими же поставленные, то, безусловно, надобность в особых дисциплинарных мерах и т. д. сделается еще более слабой. Во всяком случае, необходимо, чтобы все дисциплинарные вопросы решались администрацией не отдельно, а, опять - таки, совместно с ребятами. Комсомольцы должны помнить, что не так важно наказать « виновного», как предупредить повторение « вины» (хулиганства и т. п.). Поэтому вопросы о важных проступках надо ставить на обсуждение ребят не для того, чтобы они выдумали какое - либо сверхнаказание и тем избавили бы заведующего от неприятной обязанности, а для того, чтобы все ученики могли разобраться в причинах « преступления» и внести предложение не о наказании (это - вторе дело), а о том, как исправить школьные недостатки, из - за которых совершен проступок.

Каждую такую « историю» надо использовать для агитации среди ребят, для исправления и улучшения постановки дела в школе.

О «самоуправлении» в школе фабзавуча

ЧТО МОЖЕТ означать слово « самоуправление» в условиях ФЗУ? Только одно, что фабзайцы сами управляют или должны сами управлять школой.

Но это нелепо, так как школами фабзавуча должны управлять, и управляют органы народного образования и назначенные ими лица. Значит, комсомольцы и вообще фабзайцы сами управляют не школой, а чем - то другим. Чем же?

Вот тут - то собака зарыта. Оказывается, что фактически фабзайцы сами управляют, главным образом, внешкольной работой, затем - распределением тетрадей, добыванием билетов в театры и т. п. « весьма важными» делами. А в управлении школой они принимают весьма небольшое участие: планы работы принимаются фактически без них; методы преподавания обсуждаются без них; в учебной мастерской дают работы по выпору инструктора; расписание устанавливают без учеников; уроки педагоги ведут с фабзайцами, не советуясь и т. д.

Какое же это « самоуправление». « Самоуправление» - только вывеска и ширма, которой некоторые заведующие весьма искусно пользуются, чтобы свалить с себя лишние хлопоты и неприятности.

Какая же линия должна быть у комсомольцев в организационных вопросах. Должны ли они « захватить власть», или удовлетвориться тем « самоуправлением», какое создалось в настоящее время в фабзавуче?

И то и другое неправильно. Организационная линия комсомольцев должна соответствовать задачам их комсомольской работы в фабзавуче. Задачи эти состоят в максимальном привлечении фабзайцев к жизни школы, в максимальном развитии их самодеятельности на опыте строительства школы. Поэтому в теоретическом обучении комсомольцы борются за Дальтон план, за совместное составление заданий; за связь теоретических заданий с жизнью предприятия и рабочего класса в целом; за связь в работе (сотрудничество) учеников, групп и отдельных школ друг с другом; за взаимную товарищескую ответственность; за участие ребят в обсуждении планов и программ преподавания.

Следовательно, организация учеников (учкомы, старостаты), руководимые комсомольцами, борются всюду за участие самих ребят в организации жизни и управления школой. Поэтому правилен лозунг: не « самоуправление», а « соуправление» школой.

Соуправление - совместное управление. Комсомольцы, участвуя в управлении школой, должны осуществлять на деле, в практическом строительстве школы, задачи коммунистического воспитания.

Об отношении к администрации, к педагогам и инструкторам

ПОМИМО комсомольцев в фабзавуче, есть заведующие, педагоги, инструктора. Эта группа работников играет в настоящее время решающую роль в школе. Поэтому комсомольцам чрезвычайно важно знать их взгляды на то, чему и как надо учить фабзайцев, чтобы изменить эти взгляды в правильном направлении.

Администрацию, педагогов и инструкторов можно разделить на три части. Первая, незначительная часть (она состоит, главным образом, из инженеров - производственников) полагает, что в фабзавуче слишком много учат, что главное достоинство рабочего состоит в знании своего ремесла. Роли самодеятельности самой молодежи они не понимают, являются сторонниками « твердой дисциплины» и послушания.

Затем идет большинство педагогов и заведующих. Это большинство сознает, что из фабзавуча устраивать ремесленную школу старого времени нельзя, что фабзаяц в будущем будет не только исполнителем, но и организатором производства. Некоторые из этой группы впадают в другую крайность и превращают фабзавуч в подготовительную школу для ВУЗов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены