«Комсомольский значок на груди у Сибири»

Ян Крута, Иван Владин| опубликовано в номере №1234, октябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

В тот день мы наездили несколько сотен километров. Взлетая на ухабах, пропуская мимо бесконечные вереницы грузовиков, мы наконец добрались до огромной площадки, с трех сторон обрамленной лесом. Наш провожатый, заместитель главного инженера нефтехимкомбината Евгений Черепанов, очертил рукой в воздухе круг: «От леса до леса будет стоять только один цех. Таковы масштабы».

Объезжая стройплощадки города и нефтекомплекса, мы останавливаемся там, где скоро поднимутся жилые корпуса. Ходим среди голубых и красных домиков на колесах, наконец, находим нужный. Бригадир женской комсомольско-молодежной бригады Валя Галкина показывает нам дипломы, развешанные по стенам, и поясняет, какой когда получен и за что. Все – на ходу. «Заходите как-нибудь еще. Поработаете с нами, тогда как следует познакомимся».

Мы пришли на следующий день. Работа начиналась с восьми, а мы пришли в семь. Валентина Галкина подняла голову от бумаг и вместо того, чтобы удивиться, улыбнулась и сказала: «Вот и хорошо, что пришли. Сейчас все соберутся». Действительно, в половине восьмого все были на месте. В семь сорок пять каждый знал, чем он будет сегодня заниматься. Всего в бригаде 22 девушки, троих сегодня нет, они в школе (один раз в неделю занимаются днем). Бригада работает на стройке жилого дома, штукатурит стены.

Таких чисто женских коллективов здесь, на нефтекомплексе, двенадцать. Делают они почти все – от фундамента до последней уборки готового дома.

Бригада Валентины Галкиной обязалась выполнить годовой план к первой годовщине Конституции, то есть к 7 октября. И уже выполнила его. Дневная норма – 12 метров оштукатуренной стены на каждую. Многие делают по 18 метров и больше. Только трое пока недобирают нормы. Они пришли в бригаду совсем недавно, и в горкоме комсомола Галкину предупредили, что девушки не из легких. Тут нужен подход особый.

К каждой из новеньких прикрепили в бригаде наставницу, которая помогает овладеть профессией. Валентина сама частенько заходит в школу, интересуется успеваемостью девушек, бывает в их общежитии. Порой она шутит: «Был один ребенок, стало четыре».

...Есть у комсомолии города свои традиции, одна из них – шефство над ветеранами- Великой Отечественной войны. На воротах некоторых старых домиков Тобольска нарисованы красные звезды. Если звезда в траурной рамке – значит, ушедший из этого дома боец погиб. Одного из тобольских красноармейцев и первых комсомольцев города девушки внесли в списки своей бригады. Его фотография и рассказ о его героической судьбе висят в красной рамке в их бытовке, а ниже – показатели выполнения нормы выработки каждого. Высокие показатели.

Английский писатель Аллан Силлитоу в книге репортажей, рассказывающих о Советском Союзе, написал: «Люди в Братске говорят: «Мы строим здесь дома». Или: «Мы строим фабрику, мы построили плотину». А в Англии всегда все говорят: «Вы слыхали, в следующем году здесь будут строить новый жилой квартал?» Если бы я спросил у рабочего в Неттингхаме: «А что вы здесь строите?» – он ответил бы: «Здесь строят новую электростанцию...» В Тобольске же говорят: «Мы строим».

Анна Белозорова, работающая в бригаде с момента ее организации, рассказывает:

– Когда мы начинались как бригада, все было совсем не так, как сейчас. Мы были каждая сама по себе, и это отражалось на работе. И вот к нам пришла Валентина. Я спросила ее, как она считает, сможем ли мы стать хорошей бригадой. Она ответила, что все зависит от нас.

В1977 году бригада Валентины Галкиной была награждена Почетной грамотой Министерства строительной промышленности СССР и премирована 1000 рублями. На эту сумму девушки приобрели первоклассную радиолу, чтобы в обед слушать музыку, и организовали бригадный фонд.

– Валя, не сердитесь за традиционный вопрос: что для вас значит счастье?

Ее круглое, улыбчивое лицо на мгновение посерьезнело.

– Счастье? Это семья и работа. Один известный советский академик на этот же вопрос ответил: «Счастье, это когда мне утром хочется идти на работу, а вечером – домой». Я с ним полностью согласна.

Валя родилась в Восточном Казахстане. Отец работал шахтером, у матери хватало дома забот с восьмью детьми. В 1962 году Валя окончила Зыряновское профессионально-техническое училище, строила химический комбинат, жилые дома, школы, магазины. Через несколько лет, уже будучи бригадиром, Валя прочитала в газетах о начале строительства крупнейшего в стране нефтекомплекса.

Она взяла в 1974 году отпуск и поехала в Тобольск. Тогда там вдоль Иртыша стоял старый одно-двухэтажный город. Вокруг шумел лес. В кабинете главного инженера строительства она увидела генеральный план нефтехимического комплекса и нового города. И, вернувшись домой, сказала мужу: «Евгений

Иваныч, надо ехать».

Валентина не хотела сразу вставать во главе бригады, хотя к тому времени ее бригадирский стаж был без малого шесть лет. Думала сначала осмотреться. Но бригадиров не хватало. Не хватало вообще квалифицированных строителей. И Галкину назначили бригадиром. Первое же знакомство с коллективом оставило неблагоприятное впечатление. Девушки не знали, что такое трудовая дисциплина, качество работы было самое низкое. Валя ввела ежесуточные планерки. Брак заставляла переделывать вечером.

Первые два месяца плана не было. Не было и премий. Девушки высказывали бригадиру свое недовольство. Валя не уступала. «Мы должны научиться работать и уважать собственный труд. Прежде всего. Когда мы добьемся этого, будет все иначе, посмотрите».

Обстоятельства потребовали от нее на несколько дней съездить в Зыряновск. Когда вернулась, на объекте было пусто. Девушки собирались уезжать. Валя собрала их: «На новом месте придется начинать все сначала. И все равно придется прежде всего ломать самих себя. Лучше это делать здесь, когда мы вместе».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены