«Комсомольск»

М Гольдберг| опубликовано в номере №305, май 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что прежде всего отличает настоящее, подлинное произведение искусства от любой подделки под него? На это можно ответить одним словом: страсть. К каким бы ухищрениям ни прибегал равнодушный ремесленник от искусства, как бы ни усложнял он сюжет произведения, ни расцвечивал его всякими словечками, трюками, «неожиданными поворотами действия» и т. п., - читатель или зритель всегда останутся равнодушными к его работе. Читатель или зритель, которому подсовывают такой суррогат, может удивиться звонкой, головокружительной метафоре, может похлопать «ловко сделанному» кадру, но, закончив книгу или просмотрев кинофильм, почувствует лишь усталость и раздражение. Он забудет содержание прочитанного или увиденного через несколько минут.

В фильме «Комсомольск» (режиссер - Сергей Герасимов) есть немало эффектно придуманных кадров. К строителю города Володе Соловьеву приезжает жена - Наташа. Володя живет в грязном, убогом шалаше, крыша шалаша протекает. Ночью, чтобы оградить сон жены, Володя, не смыкая глаз, держит над ее головой тарелку, куда стекает вода с потолка... Или потрясающая сцена в тайге, когда дезертиры Буценко и Силин, бегущие со стройки, обернувшись, вдруг видят, что в покинутом ими городе вспыхнуло зарево пожара. С криком «Ребята, Комсомольск горит!» они бросаются назад, но выстрелы диверсанта преграждают им путь. Или превосходно снятая картина лесосплава по каналу, вырубленному во льду Амура, картина, захватывающая зрителя стремительным, напряженным, все убыстряющимся темпом работы до такой степени, что ему самому хочется схватить багор и стать рядом с людьми на экране - проталкивать бревна... Повторяем, такими моментами, блестящими по режиссерской выдумке и операторскому мастерству, «Комсомольск» изобилует, но ни один из них не воспринимается как украшательский трюк.

Ни один из них не забывается, ибо каждая деталь органически входит в живую, трепещущую ткань произведения.

С самого начала вы ощущаете, что картину делали патриоты социалистической родины, люди с горячим сердцем, люди, которым по - настоящему дороги и комсомол, и стройка, и все, что на стройке происходит. Как в стихах Маяковского, здесь волнует и потрясает та внутренняя музыка, тот скрытый огонь, который вспыхивает лишь в борьбе, борьбе против лжи и гнили старого мира, борьбе за утверждение (нового, социалистического человека.

Наша критика уже разоблачила тех пошляков, которые хотели «классифицировать» художественную литературу по таким примерно «тематическим разделам»: индустрия, сельское хозяйство, пищевая промышленность, кооперация и т. д. На какую полочку занес бы пошляк картину «Комсомольск»? По ведомству строительной промышленности? Или по разделу водного транспорта, поскольку дело происходит на реке Амуре и картина заканчивается спуском на воду первого корабля? Но разве не ясно, что темой картины является человек и человеческое счастье, возможное только в стране социализма, счастье, тайна которого в сочетании личного и общественного!

Наташа Соловьева (артистка Тамара Макарова) приезжает на стройку Комсомольска, полная самых радужных планов. Ее, комсомолку Наташу, охватывает гордость от сознания, что и она вступила на героическую землю города юности, что и она будет строить Комсомольск. Ее, Наташу, волнует и другое - сейчас она увидит Володю, своего мужа... И вот после радостной встречи - первый конфликт. Владимир (артист И. Новосельцев), оказывается, вовсе не разделяет восторженного отношения Наташи к стройке. Он квалифицированный рабочий, он не хочет заниматься раскорчевкой пней. Устав от трудностей, Владимир хочет бежать. Коллектив удерживает его от этого поступка, но Наташу Владимир теряет. Разочарованная, потрясенная малодушием любимого человека, она уходит от него.

Стройка продолжается. На месте таежных зарослей вырастают цеха, и партийный комитет уже перебрасывает Володю на монтаж оборудования. Володя увлечен новой работой, он давно мечтал о ней. Но мысль о Наташе не дает ему покоя... Гордость и самолюбие мешают ему найти путь к прежним отношениям с любимой женщиной. И он глубоко затаивает горечь.

Трагедия? Драма? Нет. Рядом с Володей товарищи, рядом с ним секретарь комсомольского комитета - строгий и вдумчивый Андрей (артист Н. Крючков), умеющий быть по - настоящему, по - большевистски чутким к людям. Рядом с Наташей - ее подруги по женскому бараку во главе с хлопотливой, влюбленной в стройку и в ее людей, веселой, озорной Мотей (артистка В. Телегина). И именно потому, что они крепко связаны с коллективом, Наташа и Володя, в конце концов, восстанавливают свои прежние отношения.

Очень тонко, проникновенно, С настоящим художественным тактом показано в картине, как постепенно тает холодок, исчезает напряженность в отношениях Володи и Наташи, как судьба Комсомольска, его поражении и победы, его горести и радости определяют личные судьбы двоих молодых людей.

Кажется, впервые в нашем искусстве так чисто, целомудренно и пламенно рассказано о любви. Наташа, мучительно переживающая разрыв с мужем, дает резкий и суровый отпор Буценко, когда тот пытается к ней приставать. Она свято оберегает свое чувство... Маяковский видел одну из главных задач советского искусства в борьбе за чистоту «отношений наших и любовных дел». Эти слова Маяковского невольно вспоминаешь, когда смотришь «Комсомольск».

Чистота отношений... Чистота любви, которая не знает никаких уступок и компромиссов. Чистота дружбы, основанной на преданности партии и родине, - та чистота, которая помогла комсомольцам разоблачить пробравшегося в их среду фашистского мерзавца, Чистота смелых и мужественных людей, молодых большевиков, закаляющих себя в борьбе с природой и классовым врагом, - вот в чем пафос и страсть этого фильма.

«Комсомольск» - незаурядное явление в жизни советского искусства. Изучение этой картины, того нового, что она принесла, много даст не только работникам театра и кино, но и работникам художественного слова. Не приходится и говорить о том огромном значении, которое имеет картина для воспитательной работы ленинского комсомола.

Коллектив «Комсомольска» можно поздравить с тем, что ему удалось воплотить пафос сталинских пятилеток в ярких и надолго запоминающихся образах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены