Коммуна не мечта

опубликовано в номере №150, апрель 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бытовые коммуны, возникающие сейчас уже на базе производственной, на основе коллективного коммунистического труда, получают самое широкое распространение. Однако возникновение этих островков будущего вызывает у ряда работников настороженное к себе отношение. Высказываются опасения (в частности, известно возражения против организации производственно - бытовых коммун со стороны тов. Ларина), что отсутствие не - обходимых предпосылок для закрепления коммун как постоянной формы организации бытовых и трудовых отношений, возможный развал их - грозят скомпрометировать идею коммун. « Смена» настоящим очерком начинает печатание серии очерков о бытовых и производственно - бытовых коммунах, рассчитывая, что помещаемый у нас материал поможет наиболее точно представить картину в области создания новых коммунистических форм работы и быта.

Просим наших читателей присылать нам такой материал, делиться опытом коммунистической организации быта.

Всюду следы недавней стройки. Еще не вывезен щебень, бочки из - под цемента, обломки кирпича. Еще не смыта грязь, и вязкую глину не заменили асфальтовые дорожки. Но огромные серые дома стоят прочно и сурово, точно великаны, пришедшие завоевать окраину и уже наступившие тяжелой пятой на соседние деревянные избушки. Правда, внутри домов план квартир все еще старый, с учетом всех особенностей индивидуального хозяйства. Но и среди них есть этаж, в котором сломаны перегородки, уничтожены лишние кухни, и маленькие обособленные комнатки объединены в большую квартиру. Здесь плавится быт, здесь сгорают старые привычки и характеры людей, сложившиеся в нездоровых условиях прошлого. Отсюда начнется борьба с корпусами за социалистическое переустройство рабочего быта.

Бытовую коммуну Пролетарского района уже многие знают, о ней слышали, ею интересуются.

Коммуна существует полтора года. Идея создания ее зародилась у ребят завода « АМО» еще при поездке на коллективную дачу. После долгих хлопот, просьб, поисков помещения и обивания порогов одиннадцать металлистов - слесари, токари, сверловщики - с заработком с шестого по второй разряд организовали коллектив.

Вначале были обобществлены только питание и квартира, на которые отчислялось по 40% с заработка каждого члена коллектива. Никакого порядка в расходовании денег, оставшихся на руках у рабочих, не было. Деньги быстро исчезали, рабочий неизменно к концу получки оставался без гроша. Но затем жизнь подсказала необходимость перехода к стопроцентному обобществлению зарплаты. Это не только дало возможность парню подготовиться, это сразу изменило бытовые условия коллектива - улучшилось питание, коммунары стали лучше одеваться. В коммунальном кошельке появились такие сбережения, что ребята смогли летом поехать с экскурсией на Кавказ.

Коммунары понимали, что они должны распространить свой опыт на несколько предприятий Пролетарского района, чтобы создать в них ячейки нового быта. Постановлением райкома коммуна завода « АМО» сделалась районной. Заводам было предложено завербовать новых коммунаров. Желающих нашлось так много, что понадобился целый корпус.

Но коммунары тщательно проверяют заявления. Они прекрасно видят, кто с какими целями идет в коммуну: хочет ли вновь вступающий жить интересами коммуны и вести борьбу за интересы рабочего класса или ему просто нужна жилищная площадь. Подавшего заявление в коммуну общественные организации должны рекомендовать как хорошего производственника, общественника и товарища. До окончательного переселения в коммуну с рабочим знакомятся в течение нескольких вечеров. И если парень отвечает всем требованиям коммунаров, его принимают на общем собрании коммуны.

Сейчас в коммуне 22 человека с заводов « АМО», « Серп и Молот», « Клейтук» и ГЭТ, из них восемь женщин. Самому старшему в коммуне 29 лет.

В коммуне живут четыре семьи и маленький коммунарчик - десятимесячный краснощекий мальчуган, сын коммунара. Он воспитывается за счет коммуны. Днем он обычно бывает в яслях, а по вечерам « пребывает» на балконе.

Два коммунара женились на коммунарках, двое же нашли жен вне стен коммуны.

В коммуне восемь комнат, один учебный кабинет - учеба обязательна для каждого коммунара, - столовая, кухня, две ванных. В комнате девушек какая - то особенная строгость и чистота. Единственная неряшливость - в шкафах - была ликвидирована последним налетом ударной бригады по осмотру гардеробов. У ребят тоже чисто, но белоснежные одеяла покрывают кровать не так тщательно, видно, что на них иногда лежат. Это подтверждает заметка в стенгазете: « Лозунг - режим экономии - Шихеевым претворяется в жизнь. Он бережет мусор в своей постели»

В каждой комнате холостяков по 3 - 4 одинаковых кровати, по одному шкафу, столу - тоже одинаковых, даже рисунки скатертей одни и те же.

В комнатах нет ничего лишнего, ничего ненужного.

Коммунары встают в шесть с половиной часов, по свистку Савина, добровольно взявшего на себя эту обязанность. Под его же руководством происходит утренняя зарядка, затем чай - и на работу.

По возвращении коммунар делает то, что он считает нужным: отдыхает, читает, учится, играет, беседует. Иногда всем коллективом идут в театр или кино. Коммунар не связан никакими узами распорядка времени, кроме чая и ужина.

Редкий вечер проходит без гостей. Коммуну часто посещают иностранные товарищи, экскурсии с заводов. Рабочих интересует коммуна, как какой - то невиданный заповедник быта. На производстве коммунаров расспрашивают «о житье - бытье» в коридорах, курилках - всюду, где только встретят.

Как - то Куманин заболел и лежал в больнице. Навещать его ходили все коммунары. Больные недоумевали.

- Куманин, что это к тебе так много народа ходит. Неужто все семья?

- Да, семья у нас большая - коммуна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены