Когда раскрываются сердца

К Голованов| опубликовано в номере №709, декабрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Записки участника похода советсяких кораблей в Голландию

В Роттердам мы прибыли в полдень. Чтобы войти в порт, нам пришлось почти целый час плыть по каналу Ньюве - Ватервег, по берегам которого за высокими земляными дамбами виднелись расположенные ниже уровня моря зеленеющие поля - польдеры, как их здесь называют. Земли в Голландии мало, ее берегут и тщательно за ней ухаживают. Жители страны затрачивают много сил и средств на осушение озер и прибрежных морских районов. Недаром здесь любят повторять меткую поговорку: «Если бог сотворил всю землю, то Голландию создали сами голландцы».

Когда советские корабли - крейсер «Свердлов» и эскадренные миноносцы «Суровый» и «Сердитый» - пришвартовались у причалов Роттердама, то оказалось, что, за исключением официальных лиц, нас почти никто не встречает. Мы были несколько удивлены этим, но скоро все стало ясно. Голландский журналист господин Калкман так объяснил нам причину такой встречи. Он сказал, что вековая борьба за независимость приучила маленький голландский народ с опаской относиться ко всем чужестранцам, особенно если они прибыли на военных кораблях. К этому объяснению придется также добавить, что, по - видимому, сказались и долгие годы «холодной войны», когда буржуазная печать без удержу твердила об «агрессивности русских».

Но лучший метод устранения всякого недоверия между народами - личные контакты. Скоро в этом убедились и сами голландцы. Уже через несколько дней после прихода советских кораблей в Роттердам все газеты писали, что русские моряки нашли общий язык с голландцами. И это было действительно так.

Для знакомства со страной и ее народом мам очень много дала поездка в Амстердам.

... Автобусы с большой скоростью мчались по широкой автостраде. Шоссе как - то незаметно вступило в предместье Амстердама. Мимо замелькали старинные четырехэтажные дома, построенные из обожженного коричневого кирпича. Таким же кирпичом вымощены набережные, окаймленные могучими вязами, кроны которых порой смыкаются над водой. В городе семьдесят каналов, через них перекинуто четыреста мостов, большей частью каменных, на массивных гранитных быках. Даже главная площадь города - Дам - по существу представляет собой мост, потому что под ней течет заклюценный в трубу канал. Возраст этого города можно определить, так же как и возраст дерева, по кольцам, на которые похожи каналы, опоясывающие Амстердам в несколько рядов. Когда - то они служили защитой от врагов, и город, постепенно разрастаясь, вынужден был окружать себя все новыми и новыми каналами.

В солнечный день вода в каналах малахитово - зеленая, и над ней кружатся голуби. Скроется солнце за тучи - и город принимает уже совсем иной, строгий вид. Празднично красив Амстердам вечерами. Цепочки электрических огней тянутся по каменной облицовке каналов и мостов, по куполам башен и церквей, по бортам катеров и плавучих цветочных лавок, пришвартованных неподалеку от базара.

Амстердамцы гордятся достопримечательностями своего города. Нам показали самую узкую улицу Амстердама, Тропетер - стид, которая напоминает каменную щель; два человека вряд ли разойдутся на ней. На углу этой улицы помещается здание пивоваренного завода «Виллан Фокинг» с вылепленным на фасаде весьма красноречивым гербом: головы бюргеров с громадными сизыми носами.

Видели мы и «Башню слез», на которой, по преданию, женщины оплакивали своих мужей, погибших в море. Старинная легенда рассказывает, что именно поэтому в Амстердаме так много воды.

Но не только седой стариной славен этот город. На его средневековом гербе начертан девиз: «Героический, решительный и милосердный». Эти слова всегда будут напоминать о славной февральской забастовке амстердамских докеров в 1941 году - первом в оккупированной Европе организованном выступлении против нацизма. Забастовка, проведенная под руководством коммунистической партии, явилась началом борьбы за независимость, против оккупантов.

Рэней де Фрис, сын известного голландского писателя - коммуниста Тейна де Фриса, рассказал нам историю монумента, установленного на площади Дам в память борцов Сопротивления. Проект памятника принадлежит скульптору Редекеру, которому, к сожалению, не удалось увидеть свой замысел осуществленным. Скульптор умер незадолго до открытия монумента. Фигуры борцов Сопротивления, горельеф, изображающий жертвы нацизма. - все призывает голландцев никогда не забывать о том, что независимость страны была завоевана в упорной борьбе.

Пока мы рассматривали памятник, к нам подошел пожилой рабочий с сыном на руках, а чуть поодаль остановилась три женщины. С помощью Рэнея де Фриса мы познакомились. Герман Шлахт, борец Сопротивления, бывший узник лагеря смерти Бухенвальд, представил нам свою жену Корнелию Шлахт и дочерей Иоганну и Кори - участниц Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге. Собралось еще несколько амстердамцев. Дружескими улыбками и рукопожатиями они поддерживали общую беседу.

- Мне не забыть этой встречи, - сказал на прощанье Герман Шлахт и подарил нам на память бронзовый значок узника Бухенвальда, на котором вытиснены фигуры антифашистов и надпись на немецком языке: «Ваша борьба - наша обязанность».

В тот же день в амстердамском зале Консерт - Гебоу начал свои гастроли Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота. Во время дневного концерта зал на две с лишним тысячи мест оказался наполовину пустым. Здесь, по - видимому, опять сказались последствия «холодной войны».

- Вы должны воодушевиться тем, - сказал участникам ансамбля руководитель отдела культуры муниципалитета господин Крамер, - что этот зал видел много триумфов.

Но вряд ли в этих словах было что - нибудь больше, чем обычная светская вежливость. Нашлись даже скептики, которые предсказывали, что ансамбль балтийцев не будет иметь успеха у местного населения. Но их прогнозы не подтвердились. Уже в конце первого отделения стало ясно, что матросский ансамбль имеет успех. Мы наблюдали за сидевшими на балконе неподалеку от нас. После каждого номера они делали два - три вежливых хлопка. Однако, когда хор запел на голландском языке песню «Да здравствует море», зрители, уже позабыв о своей сдержанности, начали горячо аплодировать. А когда солист Ю. Василевский затянул шуточную голландскую песенку «Жила - была», то весь зал дружно подхватил припев и затем потребовал повторить этот номер. Заключительная танцевальная сюита «Вечер на рейде» неоднократно прерывалась овациями. Слух еще об одном триумфе в зале Консерт - Гебоу распространился по городу. На вечернем выступлении в зале не осталось ни одного свободного места. После окончания концерта на сцену вышел бургомистр Амстердама господин д'Аи и сказал:

- Я нахожу, что военные суда - неприятные вещи, но когда я почувствовал, какой дух живет среди матросов и офицеров ансамбля, то искренне порадовался гостям. Мы можем только приветствовать такой обмен визитами. Ансамбль явился лучшим послом, которого Россия могла послать сюда.

У здания Консерт - Гебоу русских моряков окружили восторженные амстердамцы. Один антрепренер, увидя энтузиазм, с которым публика встречает артистов, сказал, что на концертах ансамбля в течение недели он смог бы заработать целое состояние. Это была своеобразная, но весьма высокая оценка искусства флотских певцов и танцоров.

В воскресенье утром тысячи голландцев заполнили берега гавани Паркхавен и набережную Парккаде в Роттердаме. По трапу крейсера «Свердлов» один за другим поднялись двести пятьдесят детей. Их встретил командующий отрядом советских кораблей контр - адмирал Котов. Он пожелал голландским ребятам быть хорошими патриотами своей родины, хорошо учиться и никогда не испытывать ужасов войны.

Дети познакомились с нашими матросами, получили от них много различных подарков. Затем прямо на палубе качался концерт ансамбля. Во время этого выступления фотокорреспондент журнала «Лайф» вдруг бросился к одной из девочек. Оказалось, что у восьмилетней Нелли де Ваал сверстник выхватил открытку с видом Москвы. Девочка заплакала, и американский репортер поспешил запечатлеть это на пленке. Не знаю, получился ли у него кадр, где из двухсотпятидесяти веселых детских лиц выхвачено одно грустное личико. Но когда Нелли де Ваал, получив новый сувенир, улыбнулась, фотокорреспондент уже спрятал аппарат: улыбающееся детское лицо, повидимому, не интересовало его...

Невозможно забыть встреч с приветливыми и доброжелательными голландцами. Каждый из них выражал свои чувства по - своему.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены