Клуб молодого рабочего

А Фролов| опубликовано в номере №992, сентябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Эти вопросы, казалось ребятам, не в бровь, а в глаз. Но до полного понимания сути проблемы не так просто добраться...

— Человеческий опыт показывает, что немыслимо было бы открыть бионику, не заглядывая в Брема, немыслимо открыть кибернетику, не размышляя над «поведением» машин. Для того, чтобы быть хозяином машины, нужно быть лириком, но не поймите меня так, что я призываю к стихотворчеству вместо того, чтобы заниматься техникой. Я говорю о человеческом горизонте, горизонте творческой личности.

Сейчас много пишут о том, что пройдет 30 — 40 лет и всю монотонную физическую работу возьмут на себя машины. Практически они и теперь уже в значительной степени берут на себя эту работу в развитых странах. Спрашивается: что будут делать миллионы людей через 30 — 40 лет? Чем будут заниматься? Этот вопрос очень важный, потому что, если они не будут разносторонне образованны и подготовлены, станут лишними на земле. Места-то для них в общественном производстве не окажется. Социалистический строй в отличие от капиталистического создает эффективные возможности для получения необходимого образования и подготовки. Но чтобы реализовать эти возможности, нужны систематические усилия и всего общества и каждого его члена, нужны наши с вами усилия.

Социалистическое общество, имея сегодня определенный спрос на те или иные профессии, вовсе не приковывает человека навечно к станку или иному рабочему месту. Требуя, чтобы человек учился, оно как бы расширяет его возможности, в том числе профессиональные. Оно заботится о будущем человека. В 1970 году у нас должно быть обязательное всеобщее среднее образование. Но как быть с теми, кто, допустим, не «тянет» в средней школе? Отвечая на этот вопрос, мы не сможем обойтись без того, о чем я уже упоминал, — о совмещении общего образования со специальным. Парень не в ладах с математикой, привычный случай, но в то же время этот парень (нет такого человека, который бы не был ни на что способен!) по зову сердца потенциально прекрасный повар или садовод. Такому прямая дорога в среднее училище, где он становится специалистом высшего класса, плюс ко всему прослушивает полный общеобразовательный курс истории, математики, физики. В результате общество получает специалиста в определенной области, специалиста, имеющего представление о широком круге вещей.

В этом суть совмещения общего и специального образования — в общественных коррективах на тот нередкий случай, когда человек растерялся в море жизни, не нашел себя. Мы помогаем человеку открыть то, что в нем затаено. И общество в выигрыше: человеческие возможности выявлены, значит, и отдача будет плодотворной...

— А КАКИЕ ЖЕ ПРОФЕССИИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВЕЧНЫЕ! И МОЖНО ЛИ, СКАЖЕМ, СЧИТАТЬ ПРОФЕССИЮ, ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД СЛЕСАРЯ ТАКИМ УЖ БЕСПЕРСПЕКТИВНЫМ, КОГДА СЕГОДНЯ, МЫ ЗНАЕМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ БЕЗ ТЕХ ЖЕ СЛЕСАРЕЙ НЕ ОБОЙТИСЬ!

— Опыт показывает, что космонавту придется быть и слесарем и монтером. Вот вам романтика и вот вам перспектива профессии. Техническая революция ведет к тому, что токарную и слесарную работу будут делать машины, будут делать быстрее и лучше, чем люди. Означает ли это, что со временем умрет физический труд? Совсем нет. Без физического труда человек перестает быть человеком.

Недавно мне пришлось писать предисловие к американскому научно-фантастическому роману, роману очень интересному. Автор рассказывает о первых годах третьего тысячелетия в одной стране, в которой до логического завершения доведены процессы автоматики, кибернетики. Всей жизнью там управляют-электронные машины. Обслуживает машины один процент населения. Еще четыре процента — жены, прислуга, охрана. А 95 процентов — лишние люди. Им нечего делать. Автор показывает тягостную картину: жандармерия, марширующая с деревянными винтовками; люди, которые, стремясь хоть как-то утолить жажду физического труда, каждое утро выходят и перекапывают лопатами дороги, хотя эту работу спокойно могут выполнить машины. И вот начинается бунт против машин...

Кстати, ни один из буржуазных социологов или экономистов не дал еще ответа на вопрос, что произойдет с десятками и сотнями миллионов людей в условиях капитализма, когда процесс автоматизации и кибернетизации общества разовьется в полную силу.

Коммунизм же обеспечивает всестороннее развитие способностей человека. Коммунизм — это общество, в котором, как поется в песне, «владыкой мира будет труд». Не тяжкий, монотонный, а радостный, творческий. И всякий — как умственный, так и физический.

Физический труд вечен, хочу я сказать, как вечен и умственный. Меняется только характер труда.

На Западе существует такой термин — «технологическая безработица». На Западе технологическая безработица поражает людей с низким уровнем профессиональной подготовки. С производства увольняются люди, которые не в состоянии перестроиться. И, наоборот, растет спрос на людей, которые быстро приспосабливаются к работе на станках-автоматах. У этих людей есть перспектива, со временем им предлагают работать на агрегатах с программирующими устройствами. Вот вам суть технологической безработицы — человек, который разносторонне подготовлен, в силах перестроиться, идти в ногу с темпами технической революции. Для неподготовленного жизнь оборачивается трагедией.

У нас не может быть трагедии. Выход, на мой взгляд, опять-таки в совмещении общего образования со специальным: только такое образование может позволить человеку быстро переориентироваться в специальности, профессии...

Посудите теперь сами — увядаемы профессии или нет и в них ли, в профессиях, дело...

«Профессии — они не вечны», — рассуждали ребята. Но вот сфера обслуживания, очевидно, меньше, чем все остальные, поддается механизации. До какой же поры «стыдная» профессия продавца будет неувядаемой! И стыдная ли эта профессия вообще!

В самом центре разгоревшегося спора зазвучала новая тема. Механизация механизацией. Ну, а сам человек! Допустим, действительно не просто заменить механизмом продавца у прилавка. Или официанта, или парикмахера. Тогда суть перемен в сфере обслуживания — в приобретении человеком новых качеств: он должен быть мастером своего дела. Машину не обучишь человеческой культуре, вежливости. Здесь долго еще будет надобиться человек. И в этом смысле, в смысле человеческого труда, сфера обслуживания, пожалуй, гораздо перспективней иных сфер. А может, и притягательней! Не будет ли со временем «стыдная» профессия самой притягательной!

Здесь очень коротко, о чем спорили ребята. И дело не в правоте или неправоте их догадок или высказываний. Дело в том, что в разговоре непрестанно билась живая мысль.

— ДОПУСТИМ, Я РАБОТАЛ СТАНОЧНИКОМ. К НАМ В ЦЕХ ПРИВЕЗЛИ ЭЛЕКТРОННУЮ МАШИНУ, КОТОРАЯ ЗАМЕНИЛА СОТНИ РАБОЧИХ РУК. Я УШЕЛ С ЗАВОДА В СФЕРУ ОБСЛУЖИВАНИЯ ИЛИ ЖЕ РЕШИЛ СТАТЬ ВРАЧОМ. НО МНЕ 35 ЛЕТ! ЗНАЧИТ, ПРИ ПОСЛЕДНЕМ ВАРИАНТЕ МНЕ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ ПЯТЬ, А ТО И БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ. ПОМИМО ВСЕГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИНТЕЛЛИГЕНТНУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, Я ДОЛЖЕН ИМЕТЬ КАКИЕ-ТО СПОСОБНОСТИ, СКЛОННОСТИ К ВРАЧЕВАНИЮ, ИЛИ К ЛИТЕРАТУРЕ, ИЛИ К ИЗЯЩНЫМ ИСКУССТВАМ. 35 ЛЕТ Я ПРОЖИЛ, ВЛОЖИЛ В НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ ВСЕ СВОИ ТОКАР-НО-СЛЕСАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ, А В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСТАЛСЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ ИДТИ РАБОТАТЬ ПРОДАВЦОМ ИЛИ В 40 ЛЕТ КОНЧАТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ. КАК ТУТ БЫТЬ!

— Давайте сразу договоримся вести разговор о двух профессиональных категориях. Одна категория — рабочий, другая — техник или инженер. Нас интересует рабочий. Он стоит у станка, у него, предположим, неполное среднее образование. Автоматизация делает его рабочее место излишним.

На Западе его ждет безработица. В институт этот рабочий не пойдет: он не в состоянии сделать это, имея неполное среднее образование. Он может окончить курсы шоферов. А будет ли на шоферов спрос?.. Вот вам и трагедия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лилия

Приключенческая повесть

Десять софийских дней

Фестивальный дневник

Рассказ четвертый

И там, где было «отстроим», теперь написано «отстроил»