Художники Франции XIX века

Ю Нейман| опубликовано в номере №262, октябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Стен Гогену не дали, хотя несколько лет спустя его статичная, немного пряная живопись получила признание у хозяев этих стен.

Гоген искал в древней культуре убежища от того, что для него было непереносимо в цивилизованных странах. Он был подлинным другом маорийцев, обитателей Таити. За статьи против угнетателей администрация приговорила Гогена к 8 месяцам тюрьмы.

«Признавшие» Гогена пленились экзотикой его картин, приятно щекотавшей их пресыщенные нервы. Гоген положил начало увлечению искусством первобытных народов, «негризму».

Декоративную тенденцию Гогена продолжил Анри Матисс, глава «диких». «Дикими» эту группу художников называли за любовь к ярким, кричащим краскам и за дерзкое нарушение старых канонов. К числу «диких» относятся Ван - Донгек и пейзажист Марке.

Искусство Матисса откровенно украшательское. Его панно созданы для стен. Таковы «Танец» и «Музыка». Сюжет окончательно вытесняется орнаментом. Матиссу чужды полутоны и вибрация красок. Если угодно, он плакатен. Но его «плакаты» не мобилизуют, а успокаивают.

Крупнейший художник Запада, кубист Пикассо, продолжил в живописи линию Сезанна с фанатизмом и страстностью, поистине, испанской. Это мрачный и суровый художник.

Пикассо прошел долгий творческий путь, и «газеты в качестве натюрморта» были одним из последних этапов этого пути. Картины его первого, «синего» периода непохожи на произведения периода «кубистического». «Еврей с мальчиком» и «Свидание» написаны еще в Испании под явным влиянием старых испанских мастеров: Эль - Греко и Рибейры. Удлиненные лица я тела, общий синеватый колорит углубляют чувство тоски, которым исполнены картины. О них писал друг Пикассо, поэт Сальмон: «Убогие бродяги, матери, потерявшие молоко, старцы словно столетние вороны. Здесь все скорбь и все мольба».

В 1906 г. был «открыт» Сезанн. «Формула шара, куба и цилиндра» целиком захватила Пикассо.

Усмотрев в предметах три основных объема, Сезанн сохранял в изображениях правдоподобие. Его кубы и цилиндры как бы обросли мясом. Пикассо обнажил их. Он «кубицировал» мир.

Следующей стадией кубизма было разделение предметов. Разделение по - французски - division. Отсюда «дивизионизм». Стремясь уместить на полотне всю вещь в целом, Пикассо раздробляет ее на плоскости. Он смотрит на нее сверху, снизу, слева и справа. Он рисует лицо одновременно в профиль и фас.

Подобно Сезанну, Пикассо не желает пассивно подчиняться природе. Но он идет значительно дальше Сезанна. Сезанн стремился постичь законы построения, чтобы делать вещи, подобные тем, какие встречаются в природе. Пикассо строит несуществующие вещи. Он порывает со всяким правдоподобием. Он конструирует свои предметы.

Так сделана «Скрипка» Пикассо, построенная из элементов действительной скрипки.

Активность Пикассо ожесточенна. Капитализм вытесняет искусство. Он сводит функции художника к украшательству. Искусство борется за свое право на жизнь. Художник хочет делать вещи не иллюзорные, а настоящие.

В 1913 - 1914 гг. в натюрмортах Пикассо появляются стекло, газеты, жесть - реальные материалы. Другие художники идут еще дальше: они конструируют на полотне трехмерные вещи.

Характерно признание кубиста Леже: «Я никогда не забуду того, как, будучи облечен обязанностью развешивать экспонаты осеннего Салона, я имел счастливый случай оказаться в соседстве с Салоном авиации. Я перешагнул границу и никогда еще не был взволнован столь редким контрастом. Вместо унылых холстов передо мной были действительно прекрасные вещи - металлические, твердые, четкие и полезные».

Полезные... Но вещи, сконструированные художниками, были абсолютно бесполезны. Это были «безделушки», все то же украшательство, декорации, от которых бежали художники - конструктивисты. Они попали в заколдованный круг.

... На протяжении немногочисленных зал Музея перед нами проходит трагедия западного искусства. Она отчетливо ощущается в синем колорите скорбных картин Пикассо, в холодном отчаянии его кубистических построений. Искусство Запада в тупике. Но это не умаляет достоинств отдельных мастеров. У них есть чему поучиться.

Монэ учит видеть. Импрессионисты пассивно подчинялись природе, но, подчиняясь, они умели наблюдать тончайшую вибрацию света, игру красок и теней. «Монэ - только глаз, - говорил Сезанн, - зато - какой глаз!»

Уменье отобрать существенное, обнажить самое ядро явления следует заимствовать у Сезанна и Пикассо. Ван - Гог учит передавать движение, стремительность, рост. Это нужно нашему времени.

Дворцы социализма потребуют прекрасной стенописи. Здесь немало можно заимствовать у Гогена и Матисса. Это из области мастерства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены