Хозяйка пяти морей

А Аграновский| опубликовано в номере №578, июнь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

И только спустя некоторое время Зина бросает ту самую фразу, которую вы не могли не ждать:

- Я не ощущаю машины, я чувствую только свои пальцы, лежащие на рычагах.

Она слилась с машиной, целиком подчинила её себе. Вот весь секрет.

Что это: ловкость, сноровка, глазомер? Да, это и ловкость, и сноровка, и глазомер. Но в то же время это точный расчёт. Разум.

Самый кран она так ставит по отношению к барже, чтобы рабочий угол поворота стрелы был минимальным. Это экономия секунд в полёте. Она поднимает грейфер с грузом не выше той минимальной высоты, которая необходима, чтобы не задеть и не сбить сооружения на барже. Опять экономия секунд на подъёме груза и на спуске его над бункером.

Зинаида Петошина и учит других крановщиц этому, - в том и заключается её ведущая роль как новатора производства. Здесь её заслуги, за которые она удостоена звания лауреата Сталинской премии.

И если вы узнаете в порту, что Зинаида Ивановна, кроме всего, сэкономила 90 тысяч рублей государственных денег, сэкономила на том, что ни разу за все три года её работы крановщицей не потребовался ремонт крана, то это лишь скромное добавление к тому, что мы уже знаем. Когда человек любит машину, живёт и дышит в машине каждый винтик, каждая шестерёнка.

И вот уже новые творческие замыслы волнуют молодого лауреата: нельзя ли изобрести такой прибор, чтобы и подъём груза на определённую высоту и умение одновременно повернуть стрелку в нужном темпе производились хотя и под командой человека, но самим прибором?

- Я читала в журнале, - поясняет она свою мысль, - на каком принципе построены электродоилки. Человек изобрёл прибор, который откачивает молоко коровы по тому же принципу, по какому телёнок сосёт свою мать. Три такта сосания. Почему же нельзя передать какому - то прибору те «такты», которыми мы управляем грейфером и стрелой?

Она не говорит: «Я управляю», - она говорит: «Мы».

И тут же возвращается к мысли о войне: только бы война не помешала. Всё можно сделать, любой прибор, любую машину, лишь бы ничто не мешало творчеству. И заканчивает так:

- Если другие не изобретут этот прибор, я его изобрету. Я буду инженером.

Опять вспомнились слова великого Горького:

«В Союзе Советов растёт новый человек, и уже безошибочно можно определить его качество... Он чувствует себя творцом нового мира... Он молод не только биологически, но исторически».

Это о Зинаиде Петошиной писал Горький.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

От Шхельды до Ушбы

Беспримерный поход советских альпинистов