Хозяева и гости

Владислав Борисов| опубликовано в номере №880, январь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, начинается, как правило, с романтики. Начинается с путевки райкома и поезда дальнего следования. Потом приходит ощущение собственной необходимости. В этот период очень важно поддержать в человеке рождающееся чувство хозяина стройки, рудника, города. А если не помогли пробудиться этому чувству собственной силы, собственной значимости, быстро облетают абстрактные романтические идеалы, и уезжает парень, а если и остается все же, то гость он, и только.

«Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше», — говорится в пословице. Рыба — может быть, насчет человека — не уверен. «Где нужнее» — да. Мне вспоминаются слова одного нашего строителя, сказанные так, между прочим:

— Пришел инструктор какой-то, начал расписывать, как мы будем жить, если поедем сюда, — прямо реки здесь молочные, берега кисельные. Золотые горы! Да разве же это обещать нужно?

Может быть, именно тогда я впервые серьезно задумался: а правильно ли мы делаем, когда стараемся «бить» только на личную выгоду, которую принесет парню или девушке участие в воскреснике по озеленению или в оперативном отряде?

Слов нет, это, конечно, нужно — подчеркнуть личную заинтересованность в том или ином мероприятии. Но это ли главное направление? Не смыкаются ли иногда наши попытки привлечь человека к общественной работе с этакими вот обещаниями «молочных рек и кисельных берегов»?

Однажды после заседания штаба я спросил Хаустова:

— Ты работаешь на фабрике компрессорщиком. А почему ты, собственно, поднял вопрос о положении с монтажом дробилки?

— Глаза-то у меня есть или нет? Иду, вижу: противно смотреть на такую работу, голова, видно, за нее ни у кого не болит...

Вот то хорошее беспокойство за народное добро, которое отличает хозяина от гостя. Хозяина стройки, города, говоря шире — хозяина страны.

Откровенно говоря, мне иногда очень приятно вспомнить, что не без участия штаба, не без моего личного участия Иван Хаустов, парнишка с типичной для нашего поколения биографией, стал хозяином стройки. Что мы не отмахнулись в первый раз, когда он пришел и возмущался:

— Что это за работа, когда мой агрегат по полсмены простаивает?

Что мы «приняли меры», когда он появился в другой раз с претензиями к работе бригады с соседнего участка. В третий, в четвертый...

Да, я испытываю глубокое удовлетворение, когда на заседании штаба коротко и деловито отчитываются начальники комсомольских постов, бригады «Прожектора»: «Сделано... Сделано... Сделано...»

Но вместе с тем, когда парень не рвач, хороший, в общем-то, парень приносит в штаб заявление на расчет, когда где-то на участке сорвалось комсомольское собрание, а в другом месте чья-то бригада «гонит брак», когда ходят по великолепному нашему городу ребята и девушки со скучающими лицами, я знаю: наша вина, штаба, актива, моя лично.. Значит, отмахнулись один раз, не дали ходу «хозяйской струнке» в другой раз, за «текучкой» проглядели в третий. Значит, без поддержки, пустыми остались слова песни, которая звучит в поездах дальнего следования, на перроне станции Апатиты:

Дайте трудное дело,

Дайте дело такое...

...Невзрачен «камень плодородия». Но если когда-нибудь вы увидите девчонку, которая при встрече с подругами на родине своей вынимает его из сумочки и с гордостью показывает знакомым, если камень этот парень везет в отпуск среди подарков домашним, знайте: для этой девушки и для этого парня невзрачный камень с бело-серым изломом гораздо больше, чем просто образец апатито-нефелиновой руды. Для них это пробный камень. Для них это символ выдержанного экзамена на гражданскую зрелость, на хозяина своей земли.

И если когда-нибудь в ваш колхоз, на ваш завод или на вашу фабрику приедет этакий краснобай и начнет расписывать про золотые горы, молочные реки и кисельные берега, не верьте ему. Горы у нас черны, глубоки и холодны наши озера, долги полярные ночи, скупо наше солнце. Но под низким нашим солнцем есть место для приложения сил, есть дело, которое для многих уже, для очень многих стало делом жизни и для многих еще станет.

г. Кировск. Мурманской области.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены