Хлипкая веточка

П Бажов| опубликовано в номере №333, сентябрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Митюнька, известно, молодой - безо внимания к этому. Еще посмеивается:

- Была бы выдумка хороша. Кто за нее руки отбивать станет?

Так вот и стал Митюха мастером, а еще вовсе молодой: только - только ус пробиваться стал. По заказам он не скучал, всегда у него работы полно. Лавочники по каменному делу смекнули живо, что от этого парня большим барышом пахнет, - один перед другим заказы ему дают, успевай только. Митюха тут и придумал:

- Пойду - ко я домой. Коли мою работу надо, так меня и дома найдут. Дорога недалекая, и груз невелик - материал привезти да поделку забрать.

Так и сделал. Семейные обрадовались, понятно: Митя пришел. Он тоже повесе лить всех желает, а самому несладко. Дома - то чуть не цельная малахитовая мастерская стала. Отец и двое старших братьев за станками в малухе сидят, и младшие братья тут же: кто на распиловке, кто на шлифовке. У матери на руках долгожданная девчушка - головушка трепещется, а радости в семье нет. Данило уж вовсе стариком глядит, старшие братья покашливают, да и на малых смотреть невесело. Бьются, бьются, а все в барский оброк уходит.

Митюха тут и заподумывал: все, дескать, из - за тех сапожишек вышло.

Давай скорее свое дело налаживать. Оно хоть мелкое, а станков к нему не один, струментишко тоже требуется. Мелочь все, а место и ей надо. Пристроился в избе против окошка и припал к работе, а про себя думает: «Как бы добиться, чтоб из здешнего камня ягоды точить? Тогда и младших братишек можно было 5ы к этому делу пристроить». Думает, думает, а пути не видит. В наших краях, известно, хризолит да малахит больше попадаются. Хризолит тоже дешево не добудешь да и не подходит он, а малахит только на листочки и то вовсе не годится: оправки либо подклейки требует.

Вот раз сидит за работой. Окошко перед станком по летнему времени открыто. В избе никого больше нет. Мать по своим делам куда - то ушла, малыши разбежались, отец со старшим в малухе сидят. Не слышно их. Известно, над малахитом песни не запоешь и на разговор не тянет.

Сидит Митюха, обтачивает свои ягоды из купеческого материалу, а сам все о том же думает:

«Из какого бы вовсе дешевого здешнего камня такую же поделку гнать?» Вдруг просунулась в окошко какая - то не то женская, не то девичья рука, с кольцом на пальце и в зарукавье, и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика, а на ней, как на подносе, соковина дорожная».

Кинулся Митюха к окошку - нет никого, улица пустехонька, ровно никто и не просаживал.

Что такое? Шутки кто шутит, али наваждение какое? Оглядел плитку да со - конину и чуть не заскакал от радости: такого материала возами вози, а сделать из него, видать, можно, если со сноровкой выбрать да постараться. Что только?

Стал тут смекать, какая ягода больше подойдет, а сам на то место уставился, где рука была. И вот опять она появилась и кладет на станок репейный листок, а на нем три ягодные веточки: черемуховая, вишневая и спелого, спелого крыжовника.

Тут Митюха не удержался: на улицу выбежал дознаться, кто это над ним шутки строит. Оглядел все - никого, как вымерло. Время - самая жарынь. Кому в эту пору на улице быть?

Постоял, постоял, подошел к окошку, взял со станка листочек с веточками и разглядывать стал. Ягоды настоящие, живые, только то диво: откуда вишня взялась? С черемухой просто, крыжовнику тоже в господском саду довольно, а эта откуда, коли в наших краях такая ягода не растет, а будто сейчас только сорвана?

Полюбовался так на вишни, а все - таки крыжовник ему милее пришелся и к материалу ровно больше подходит. Только подумал, рука - то его по плечу и погладила:

«Молодец, дескать! Понимаешь дело!»

Тут уже слепому ясно, чья это рука. Митюха в Полевой вырос, сколько - нибудь раз слыхал про хозяйку горы. Вот он и подумал: «Хоть бы она сама показалась». Ну, не вышло. Пожалела, видно, горбатенького парня растревожить своей красотой, не показалась.

Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки - то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре - то выемки наладил да еще, где надо, жолобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка - то вышла. Листочки тоже тонко из змеевки выточил, а на корешок ухитрился колючки тонехонькие пристроить. Одним словом, сортовая работа! В каждой ягоде ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном - дырки жучком будто проколоты, на другом - опять ржавые пятнышки пришлись. Ну, как есть настоящие!

Данило с сыновьями хоть по другому камню работали, а тоже о этом деле понимали. И мать по камню рабатывала. Все налюбоваться не могут на митюхину работу... И то им диво, что из простого змеевику да дорожного соку такая штука вышла. Мите и самому любо. Ну, как работа? Тонкость! Ежели кто понимает, конечно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены