Хихус: «Русский комикс — это артхаус»

Анна Шеркунова|14 Января 2011, 14:43| опубликовано в номере №1755.1, Январь 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первое имя, которое приходит на ум, когда мы говорим слово «комикс», — конечно же, Хихус. Хихус и комикс уже давно стали одним целым. И вряд ли уже когда‑нибудь смогут существовать друг без друга. Легендарный комиксист и идеолог фестиваля «КомМиссия» рассказал «Смене» о том, что вдохновляет художника на работу, почему у нас до сих пор нет своего супергероя и о том, что самое главное в комиксе — это история.

На ваш взгляд, каковы основные проблемы комикс-культуры в России?

Основная проблема — финансирование. Но то, что в комиксы не вкачивается куча денег, можно воспринимать как проблему, а можно — как и не проблему вовсе. Да, конечно, популярности меньше, чем, например, в Японии или Америке, зато это искреннее, чистое искусство. Я вообще считаю, хорошо, что мы превратились в такое молодёжное элитарное искусство. Посыл «я молодой интеллектуал и я читаю комиксы» мне очень по душе. В отличие от старого поколения, которое говорит, что комиксы читают только дураки. Именно так вырастает субкультура.

Я видел, что происходит в тех странах, где вкачиваются серьёзные деньги в эту сферу. Там все начинают строиться и рисовать под одну гребёнку. Люди видят, что продаётся. Серьёзные издательства начинают всё это контролировать, и зачастую там, где с комиксами всё хорошо, с культурой становится всё плохо.

То есть, на ваш взгляд, коммерция убивает искусство?

Нет, это не так. Существуют прекрасные режиссёры, например, Тарантино, которому никто не мешает, но это скорее исключение из общих правил.

Почему же в нашей стране комиксы не стали настолько популярны, как, например, в Америке и Японии?

Я слышал великолепный доклад Владимира Сахнова, где он очень убедительно доказывает, что комиксы стали по‑настоящему популярны в тех странах, которые были оккупированы Америкой.

Америка — первооткрыватель этого жанра?

Америка просто первой поняла, что это можно коммерчески успешно использовать. Да, можно сказать, что она первооткрыватель в супергеройской теме. В Америке было благодатное стечение обстоятельств со всех сторон, и никому никуда не пришлось прорываться. Так сложилось, что население стало увлекаться комиксами. Одновременно пришла Великая депрессия, когда взрослым дико хотелось сказки, потому что вокруг был ад, смотреть по сторонам было не на что. И вдруг появились сказки для взрослых, да ещё в картинках, с минимальным текстом, и всем это ужасно понравилось. В других странах никогда не было такого. В Японии отбирали мангу и по воскресеньям приходили на специальные площади, где стояли контейнеры для «вредной манги» (так и было подписано), и кидали туда всё, что они за неделю изъяли. Хотя, казалось бы, в Японии культура подготовленная. Но вот так у них было.

Кто, на ваш взгляд, герой русского комикса?

У меня есть два ответа на этот вопрос. Первый: русский супермен — это Петрович, который с топором за курицей гоняется. Второй: я принимал участие едва ли не в 20—30 экспериментах по преднамеренному созданию такого супергероя, который ни разу почему‑то не вышел. Может быть, время не супергеройское. Может, он вообще не нужен, а может быть, не с того конца заходим, его просто нельзя сделать коммерчески, на заказ. Хотя в Америке вот сделали. Наверное, там народ попроще — мужик в плавках или трико прыгает по крыше, и он сразу супергерой. Нашего читателя этим не возьмёшь.

То есть вы пытались создать этот образ, но не получилось?

Я выступал в таких проектах и арт-директором, и посредником, и брал заказы на исполнение для своих художников, и каждый раз почему‑то не складывалось. Мне сложно сказать, почему. То вдруг люди понимали, что они недооценили сложности выхода на рынок, то оценили, но продукт не пошёл. То взяли и много денег вложили в то, чтобы всё классно придумать, а потом напечатали так плохо, что самим смотреть не хотелось. Какой‑то злой рок с этими героями. Я почему‑то не сильно об этом сожалею, хотя, конечно, для юных читателей такой образ нужен. Мне вот, например, интересен комикс, который пишется через букву «x» на конце. Это комикс с социальным подтекстом, жёсткий, типа комиксов, которые придумали хиппи.

Вы сейчас не чувствуете, что такой герой есть?

Да, наверное, так. Есть вот «Стерва», которая недавно вышла, наконец‑то её выпустили отдельной книжечкой. Этот персонаж всем нравится. Она злая, но принципиальная девушка. Я надеюсь, по ней сделают кино. Это тот персонаж, который идёт на «постоянку».

У меня ещё был случай, связанный с нашим русским супергероем. Нам производители «Чёрной молнии» предложили нарисовать комикс по этому фильму. Мы посмотрели и сказали, что это просто издевательство над комиксом — сами позориться не будем и другим не советуем. Хотя деньги предлагали нормальные, но тут всё кричало: «Посмотрите, все комиксы должны быть тупыми и деревянными». Было обидно, что много денег вкладывается в подобный проект. Это вообще какая‑то судьба. То у одних есть деньги, но нет идеи, то наоборот.

А вообще есть люди, которые готовы вкладываться, не особо при этом влезая в процесс? Люди, которые этим увлечены и готовы помочь?

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте о знаменитом Владимире Гиляровском, о «соловецком эпизоде» в ходе Крымской войны,  об истории создания серии картин Уильяма Хогарта «Выборы в парламент», о судьбе  французского короля королю Людовика XI, нареченного Святым, о малоизвестных фактах из  биографии композитора Алябьева, о жизни и творчестве актера Олега Борисова, новый детектив Андрея Быстрова «Легкокрылый ангел»  и многое  другое...



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Мидорикава Цуеши. Манга по-русски

Художница из Челябинска стала автором комиксов мирового класса

Коротко и ясно

Пять русских стрипов, заслуживающих внимания

Манга небесная

Как японские «веселые картинки» заполонили мир

в этом номере

Неожиданный взгляд на русское кино

Онфлёрский фестиваль российского кино уникален, как минимум, для Европы. Судите сами…

Московская кольцевая

Чудеса, которые иногда случаются в московских пробках