Карандаш и ракетка

В Коллегорский| опубликовано в номере №529, июнь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый день соревнований подходил к концу. Уже было разыграно пятнадцать встреч, и ни одна из них не принесла любителям тенниса каких - либо неожиданностей. Как обычно, жеребьёвка с рассеиванием свела в первом кругу всех сильнейших теннисистов с более слабыми.

Когда судья вызвал на корт шестнадцатую пару, вряд ли кто подозревал, что именно ей суждено нарушить спокойное течение хода состязаний.

Место на одной половине корта заняла всем известная ленинградская теннисистка, многократная чемпионка страны в парных играх, динамовка Татьяна Налимова. По другую сторону сетки стояла совсем ещё юная, небольшого роста девушка - москвичка Маргарита Емельянова из «Спартака», допущенная к выступлению со взрослыми благодаря успешным играм в соревнованиях среди девушек.

Начало матча не предвещало ничего хорошего для юной спортсменки. Умело используя свой высокий рост и большую физическую силу, Налимова, как обычно, повела энергичные атаки. После каждого её мощного удара белый мяч чертил прямую линию в воздухе и с большой силой опускался в одном из углов на противоположной стороне площадки. Емельяновой удавалось брать многие сильные и стремительные удары ленинградки, которые так часто мгновенно приносили ей очки в игре против лучших теннисисток. Но Рита долго не смогла отвечать достаточно точно и глубоко на сокрушительные мячи ленинградки. Она часто выходила вперёд к сетке и точным ударом с земли и с лёта убивала ответный мяч. Первую партию Налимова выиграла с «сухим» счётом 6: 0.

Неудачное начало не смутило Емельянову. Рите стало обидно, что она проигрывает «всухую», у неё появилось непреодолимое желание взять во второй партии хотя одну - две игры. Девушка инстинктивно почувствовала, что для этого нужно как - то ослабить силу, сбить темп атак противницы. Емельянова резко меняет тактику. Теперь она не отвечает только ударом на каждый удар Налимовой. Под левую руку Налимовой москвичка всё чаще и чаще посылает высокие навесные мячи, с которых точно и быстро пробить очень трудно даже опытному мастеру. А как только ленинградка не совсем удачно откинет мяч, Рита сама наносит стремительный удар и тотчас же набирает очки.

Вскоре Емельянова берёт первую игру, за ней вторую, третью, четвёртую, она ведёт: 4:0! Ход матча изменился. Теперь инициативой игры завладела юная теннисистка, так умело и быстро переходящая от защиты к нападению, возвращаясь в защиту, чтобы снова стремительно атаковать.

Впервые юной спортсменке удаётся выиграть в соревнованиях партию против мастера - 6: 4. Появившаяся уверенность не покидала Риту и в решительной партии. Когда счёт игр дошёл до 5:2, Налимова предприняла отчаянную попытку уйти от поражения. Несколько точных и сильных ударов ленинградки сводят счет к 5: 4, но уравнять счёта Налимова так и не сумела.

Косыми, неожиданно нанесёнными ударами москвичка выигрывает последние четыре мяча. Когда смолкли овации зрителей, судьи объявили о замечательной победе Риты Емельяновой над Налимовой, чьё имя уже много лет значится в первом десятке сильнейших теннисисток СССР.

То, что первая победа Риты на всесоюзных соревнованиях теннисистов на закрытых кортах над заслуженным мастером спорта не была делом случая, она доказала своим выступлением в следующем кругу. Емельянова проиграла свой матч киевлянке Ольге Калмыковой - 4: 6, 2:6; но это поражение равноценно победе. Рита проиграла в борьбе как равная равной, оказав стойкое сопротивление второй ракетке страны.

Жизненный путь Риты исчисляется всего восемнадцатью годами. Её биография, естественно, очень коротка, но содержательна, как биографии миллионов советских девушек.

С восьми лет девочка начала учиться в школе; вскоре у неё обнаруживаются большие способности к рисованию. Сперва она поражает своих подруг и родителей отлично выполненными копиями с рисунков, встречающихся в школьных учебниках и книгах. Не менее удачно Рита рисует портреты своих сверстниц и учителей. Через несколько лет карандашные рисунки и акварель чередуются с работами, выполняемыми маслом. В зимнюю пору девушка помногу часов просиживает дома за мольбертом; летом он постоянный спутник всех её загородных прогулок. Стены ретиной комнаты украшаются всё новыми и новыми рисунками: здесь и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Немало работ посвящено спорту. С ним Рита была знакома с детства; летом она любит кататься на велосипеде, зимой - на коньках и лыжах, отдавая им всё свободное время.

Четырнадцати лет Рита впервые увидела хорошую игру а теннис. Сдавая на стадионе Института физкультуры нормы на значок БГТО, она попала на теннисный корт. Эта игра привлекла внимание девушки. Она попросила разрешения сделать несколько ударов по мячу, и через полчаса старший тренер теннисной секции «Локомотива» Евгений Михайлович Ларионов дал согласие записать Риту в члены детской теннисной школы.

Знаменательный 1945 год, завершивший великую победу советского народа над фашистскими захватчиками, оказался в жизни Риты переломным. В этот счастливый год она отличницей окончила семилетку и всерьёз подружилась с теннисом.

Девушка твёрдо решает следовать своим увлечениям - живописи и спорту - и со свойственной нашей молодёжи настойчивостью добивается совершенства в любимом деле. Маргарита поступает на учёбу в Московское художественное училище, круглогодично занимается в теннисной школе.

Очень быстро, ровно через год после первого удара по мячу, 20 августа 1946 года, Емельянова добивается первого спортивного успеха: завоёвывает звание чемпионки Москвы среди девушек, победив в финале Н. Савкину из «Динамо».

Упорная и серьёзная тренировка приносит свои плоды. Рита заметно прогрессирует, и в два последующие лета ей сопутствуют крупные успехи.

В 1947 году М. Емельянова получает звание абсолютной чемпионки СССР среди девушек младшего возраста - помимо первого места в одиночных играх. В следующем году она становится чемпионкой среди девушек старшего возраста, уверенно выигрывая финал у своей постоянной «соперницы» А. Кузьминой - 6: 3, 6:3.

Обеим финалисткам в 1949 году присваивается первый спортивный разряд, и они его блестяще оправдывают. В соревнованиях на первенство Москвы на закрытых кортах Емельянова и Кузьмина - вновь финалистки, но уже среди взрослых - перворазрядниц. И в этом финале Емельянова побеждает Кузьмину - 6:2, 6:3.

Среди теннисных знатоков издавна считается, что хорошим игроком можно стать через 8 - 10 лет занятий теннисом. Успехи, достигнутые на корте М. Емельяновой и другими молодыми теннисистками и теннисистами, выдвинувшимися в прошлом году, ломают эти неверные суждения. Молодые советские спортсмены, занимающиеся теннисом всего 4 - 5 лет, воочию доказывают, что самая передовая в мире, построенная на научных основах, советская система физического воспитания даёт возможность невиданно быстрыми темпами растить молодых выдающихся спортсменов даже в таком технически сложном виде спорта, как теннис.

Ну, а как успехи Риты на поприще живописи, в учёбе?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены