Капитальный ремонт

опубликовано в номере №1059, июль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это стало законом, который почитают все звенья капитального ремонта: монтажники, клепальщики, лудильщики, гальваники, медники, электромонтажники, оклейщицы и маляры.

Я слышал здесь такую фразу: «Если самолет ТУ-104 неаккуратно выкрасить, то за один лишь перелет от Москвы до Симферополя его двигатели «съедят» сверх нормы более тонны горючего: малейшие шероховатости создают дополнительное сопротивление– тонна сгорит ни за грош!» И я видел, как старательно «обхаживали» ТУ-134 Тамара Станкевич и ее подруги: за одну смену они сделали из него настоящую игрушку: отлакировали и выкрасили самолет, а затем с помощью трафаретов старательно начертали на его крыльях (здесь они надевали фетровые тапочки, чтобы не поцарапать краску и лай), на днищах, бортах, хвосте и двигателях все необходимые техникам и механикам слова: «Открывать только вниз», «Дренаж топливных баков» и так далее.

За день я с трудом проследил весь путь прибывшей на завод машины: ЯК все время передвигали, а на его место сейчас же ставили другой самолет – точно такой же. Пока я ходил по цехам и лабораториям, на ЯКе сменили часть электрической проводки и жгутов (и проверили их), покрасили приборные доски, обновили внутреннюю облицовку пассажирского салона. На следующий день самолет уже был в руках гидравликов и электриков, которые сейчас же принялись «гонять» шасси (для этого машину приподнимали специальными домкратами), проверять, как работают закрылки и автоматика запуска двигателей, есть ли связь, как греют пищу и воду бортовые жаровни и кипятильники, как ведут себя вентиляция и холодильник. Совсем недавно в пассажирских салонах ТУ-134 появились телевизоры. Это новшество сейчас же пришло и в Минск: радисты, электромонтажники уже знают схемы всех портативных телевизоров и особенности их монтажа на различных самолетах.

На пятый день сверкающий ЯК уже выкатили к воротам летно-испытательной станции, где за него взялись летчики.

Как истинные испытатели, они часто не уверены в стопроцентной гарантии своего благополучия, и поэтому их подспудно нет-нет да и толкнет мысль: «А вдруг именно на этом самолете эти сотни тысяч деталей не войдут в полное и абсолютное взаимодействие? И не получится ли, наконец, так, как это было в известном анекдоте с часовым мастером, который разобрал часы, а затем, собрав их, увидел на столе лишние детали?»

Возглавляет ЛИС бывший летчик-истребитель морской авиации Александр Петрович Шаулов. Ему подчиняются два экипажа испытателей. Одним из них командует Валентин Гостев. Сегодня они будут проверять на ТУ-134 ещё одну новинку аэрофлота – «беспилотную систему захода на посадку». Кроме этого, летчики должны окончательно выявить самые мелкие огрехи своего завода. Только после этого самолет можно передать Московскому управлению. Обычно дефектов немного, и это в основном сущие пустяки: там от неловкого движения рабочего незаметно оторвалась пломбочка, там нет контровочной краски или проволоки... Все это сейчас же исправляет группа рабочих-сдатчиков. Когда из ведомости дефектов исчезают все замечания летчиков, самолет готовят к полету.

И вот этот момент наступает. Гостев уводит самолет подальше от Минска и здесь включает эту самую беспилотную систему захода на посадку.

Он убрал руки и ноги с управления самолетом: машину ведут приборы, которые получают и перерабатывают все команды земли. Наш самолет разворачивается, затем начинает снижаться, затем снова разворачивается и ложится на посадочный курс. Я смотрю на высотомер – 70 метров. Но Гостев по-прежнему держит руки в карманах... А вот и взлетная полоса. На шестидесятиметровой отметке командир отключает автопилота, берет наконец управление и мягко сажает нашу машину...

Что же особенного в новой, беспилотной системе? Прежде всего то, что она в какой-то мере снимает с летчиков самые высокие эмоциональные нагрузки, которые возникают именно на посадке и особенно в плохую погоду. Приборы берут на себя десятки сложных расчетов и действий: следят за воздушной обстановкой в районе аэропорта, прокладывают посадочный курс и строжайше его выдерживают. И только перед самой землей летчики берут управление в свои руки, когда уже все ясно и видно как на ладони – посадку нельзя пока доверять приборам и машинам...

Ну, а что с нашим ЯКом? Заводские контролеры приняли его у бригады сдатчиков, и с завтрашнего дня машиной займутся Гостев и его коллеги. Если у них все будет гладко, начальник ЛИС вызовет хозяев – экипаж Московского управления аэрофлота. Мне же Шаулов предлагает лететь в столицу на ТУ-134, который простоял на Минском заводе всего два дня: его нужно было только заново покрасить.

Наш ТУ ведет летчик первого класса Виктор Николаевич Миронов. Приземлившись во Внукове, он вместе с инженером Георгием Шапиро еще раз обходит свою машину. Почти новенький ТУ уже окружили техники и механики, к нему спешит топливозаправщик.

Сегодня же после тщательного осмотра ТУ-134, бортовой номер 63613, примет пассажиров, вылетающих рейсом в Мурманск.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены