Каменная радуга

Анатолий Малахов| опубликовано в номере №1260, ноябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почти на версту растянулись подводы с грузом купца Менте, возвращавшегося в 1824 году из I далеких Уральских гор.

Купец ехал в переднем I возке. Замыкающим караван был его приказчик и слуга со странным именем Мишель Байка. Русского солдата Михаила забросила судьба в Германию. Его подобрали раненым в 1814 году войска армии Беннигсена, освобождавшие окрестности городов Любека и Гамбурга от французов. Подлечившись от ран, русский солдат остался жить на чужбине. Переделанное на французский лад слово «байка» стало ему вторым именем.

Мишель Байки оправдывал свое прозвище. По поводу и без повода он рассказывал забавные байки.

С детства запали в душу Менте рассказы Мишеля. Вот и сейчас, подъезжая к границам Российской империи, Менте вспоминал, как и почему он оказался в пределах далекого Урала. Менге вынул из походной сумы свою памятную книжку и заново перечитал записанный со слов Байки рассказ.

– Я расскажу тебе, – как бы услышал он густой бас Мишеля, – быль о камне необычайной судьбы.

Много, много веков назад в горной стране жил могущественный правитель. Взгляд его был смертельным, как у страшного василиска„

Менге отчетливо вспомнил этот рассказ. Тогда, превратившись весь во внимание, он недовольно передернул плечами. Ему было незнакомо это слово.

– Ты не знаешь ничего о василиске? Так слушай. Это самый страшный из всех зверей. И рожден он необычно. В глухую полночь перед новолунием старый-престарый петух, чуя смерть, забрался в горы и там снетгв навозную жижу корявое, с колючками яйцо. Подхваченное змеями, яйцо петуха попало в трясину, и там его высидела противная жаба. Из яйца вылупился исполин с головой петуха, телом жабы и хвостом змеи. Говорят, что глаза василиска испускали смертоносный синий луч, убивавший все на свете: людей, животных, цветы, деревья.

Прижавшись к рассказчику, маленький Менге слушал, затаив дыхание. А Мишель продолжал свою байку, как бы не замечая волнения слушателя:

– Чтобы заманить людей в свое логово, превращался василиск в синеокую царь-деву. Каждый глянувший в ее очи, отрекался от мира и шел за ней на край света. Но сплоховал однажды василиск. Не заметил у нового избранника маленькое зеркальце. И когда он посмотрел на удальца, то своим непервносимым взором уперся в свое изображение. С диким воем сдох от своего же взгляда василиск и тут же превратился в камень. Но и для удальца не прошло все это даром. Он тоже врос в землю. Луч солнца, отразившись в зеркальце, окаменел, превратившись в солнечный камень. Постепенно заросло то место. Только из-под мха порой перекликались друг с другом два луча: васильковый и солнечный.

На какое-то время Мишель прекратил рассказ, чтобы дать возможность опомниться своему другу.

– Так вот, слушай. До ушей грозного властителя дошла быль о васильковом и солнечном камнях. Послал он своих слуг, чтобы разыскали они каменное диво, свет от которого не только перекликается с солнечным, но даже соперничает с его, властителя, взором. Рассказывают, что одному из слуг удалось найти васильковый и солнечный камни. Привел он своего властителя в это место. Но когда скрестились два луча – правителя и окаменевшего василиска, – раздался страшной силы взрыв. Исчезли и правитель и камень.

Маленький Менге, не раз слышавший байку, всегда в этом месте теребил рассказчика, спрашивая: где же, где находится это место?

– Слушай, мой милый. Я знаю это место. Оно находится в глуши Уральских гор. Вот вырастешь, мы поедем с тобой. Однажды мой дед рассказал мне, как найти это место. Научил он меня и тем волшебным действиям, которые помогают при поисках драгоценных камней. Научить тебя этому я не могу. Но показать на деле сумею...

Тыльной стороной ладони провел Менге по лбу. Сразу отошли все воспоминания. Он стал думать о том, что ему

предстоит делать на родине. Как сбывать собранный товар?

А товар купец Менге подобрал с помощью Мишеля совершенно необычный. Байки байками, но его помощник действительно указал ему необыкновенное место. И опять нахлынули воспоминания.

Вот он пробирается в глубочайшие таежные дебри. По известным только Мишелю тропам прошли они на поля-

ну, которая вся сверкала и горела нестерпимым блеском.

– Что это? – спросил растерянный Менге. – Солнечный камень из сказки?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены