Календарь "Смены"

Л Ерихонов| опубликовано в номере №555, июль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Классик болгарской литературы

Народно - демократическая Болгария торжественно отмечает дату большого значения - сто лет со дня рождения великого болгарского поэта Ивана Вазова.

В творчестве И. Вазова отразилась эпоха, полная значительных событий и глубоких перемен в жизни Болгарии. Она охватывает период начиная с кануна освобождения Болгарии от турецкого ига (70 - е годы XIX века) до её поражения в первой империалистической войне. Иван Вазов родился 9 июля 1850 года в семье зажиточного торговца в маленьком городке Сопоте, у южного склона Балкан. Мечта отца сделать из сына коммерсанта не осуществилась. Ещё в детские годы Вазов обнаруживает поэтический дар и стремится к литературной деятельности.

В апреле 1876 года в Болгарии происходит восстание крестьянских масс против турецкого ига. Вазов принимает в нём деятельное участие. После жестокого подавления восстания турками Вазов уезжает в Румынию. В этот период идёт идейное формирование Вазова и созревание его таланта. В Бухаресте вышел первый сборник его стихов - «Знамя и гусли». Это были боевые, революционные стихи - песни: «Знамя», «Волонтёр», «Мститель», «На бой» и другие. Поэт провозглашает революционный призыв: «Свобода или смерть!»

Благодаря братской помощи России Болгария освободилась от пятисотлетнего турецкого гнёта. Но вскоре во главе нового государства встало австрофильское правительство. Вазов за свои симпатии к русским подвергается преследованиям и вынужден бежать в Россию, где он прожил два года.

В 1889 году Вазов возвращается на родину и полностью отдаётся литературе. Он и умер за письменным столом, заканчивая свою драму «Престол».

Литературное наследство Вазова состоит из 26 томов. Писатель создал пять романов и повестей, пятнадцать пьес, более восьмисот стихотворений, десятки рассказов. Ещё в процессе борьбы за освобождение Болгарии Вазов сформировался как крестьянский демократ. С его песнями на устах болгарское крестьянство дралось против турок во время Апрельского восстания. Первые дни после освобождения поэт отмечает прославлением свободы и освободителей. Понадобилось немного времени, чтобы Вазов мог убедиться в тщетности надежд болгарского крестьянина на какое - либо улучшение его доли. Власть в Болгарии захватила буржуазно - помещичья клика.

Торжественные оды и гимны сменяются в творчестве поэта элегиями и сатирами. Большая горечь звучит в стихах сборника «Гусли». Поэт пишет о том, что всюду царят пустота и апатия. Всем овладел новый кумир - денежный расчёт. Вазов с грустью заключает свои стихи сожалением: «Бедная страна!»

Реакция Вазова на новые времена приобретает двоякую форму. С одной стороны, он обращается к прошлому, рассказывает о его героях, создаёт «Эпопею забытых». Самое название цикла стихотворных портретов борцов за освобождение Болгарии звучит вызовом и укором новым хозяевам страны. Он пишет роман «Под игом», повесть «Отверженные», в которых рисует тех, кто страдал, мучился и боролся за свой народ. С другой стороны, Вазов создаёт целую галерею отрицательных типов нововременья - «рыцарей наживы», дельцов и авантюристов. Таковы «адвокат» Доганский («Новая земля»), карьерист Трайчев («Казаларская царица») и многие другие.

Вазов славит тяжкий и благородный труд земледельца, любовь его к кормилице - земле, его высокие моральные качества, скорбит и горюет о его нуждах. Он выступает сознательным защитником крестьянских масс против их угнетателей.

Большой внутренней силы достигает пафос поэта в стихотворении «Каменный крест», где он пишет: «О боже, дай силы этим мышцам, - этим рабочим рукам... благослови труд, который сеет, копает».

В стихотворении «Придите, взгляните на нас» Вазов рисует страшные картины нечеловеческого существования болгарского крестьянина, разоряемого капитализмом. Вот жилище селянина: «Пол - голая земля; смрад, дым, закопчённые стены, воздух темницы; в полумраке люди и лохмотья... На той же куче земли лежал скот и его хозяин».

С чувством величайшей симпатии Вазов раскрывает перед читателем высокие душевные качества и моральные принципы болгарского крестьянина: патриотизм, стойкость, трудолюбие. В рассказе «Болгарка» писатель создал образ болгарской женщины - крестьянки, идущей на величайшие жертвы для спасения революционера.

Нравственным ценностям народа Вазов противопоставляет моральную опустошённость буржуазной интеллигенции. Вот чиновник, добывающий место телом своей жены («Проситель», «Выхлопотала»), другой чиновник, умирающий от страха - он не поздоровался с начальником («Не поклонился»), литературные болтуны и завистники («Литературный кружок»), осмеянный крестьянином невежественный «учёный» из немцев, приехавший осваивать Болгарию («Доктор Карло»), негодяи и карьеристы Гороломов и Жоржу и т. д.

В романе «Казаларская царица» Вазов обнажает распад и гниение буржуазии. Он показывает здесь авантюриста Трайчева, которого поддерживают высшие светские и духовные власти, буржуазная печать, закон.

Крупнейший художник - реалист, Вазов разоблачает буржуазную действительность, вскрывает продажность и классовый характер буржуазного парламента, суда, духовных и светских властей, аморальность капиталистической идеологии. Однако, оставаясь на позициях крестьянского демократизма, Вазов не понял роли пролетариата, не понял теории научного социализма. Это приводило Вазова к ошибкам и заблуждениям. Пытаясь найти выход для крестьянства, разоряемого капитализмом, Вазов выступал пропагандистом «культурного крестьянского хозяйства».

Вазов был певцом вековечной дружбы болгарского и русского народов. В семье и школе он воспитывался в духе любви к русскому народу, в юности имел возможность хорошо ознакомиться с русской литературой. Вазов впоследствии говорил, что тут перед ним «открылся новый мир» и без этого чтения он был бы ничто.

У болгарского народа существует старинное трогательное сказание о «Деде Иване», как ласково - почтительно именуется русский народ. В этом поэтическом сказании болгары выразили свою веру в то, что великий русский народ поддержит их и поможет им в освободительной борьбе с турками. Болгарский поэт Вазов с большой силой и глубиной показал в своём творчестве эти чувства болгарского народа.

В патетическом стихотворении «Россия» (1876), написанном ещё до русско - турецкой войны, поэт писал, что Россия - это святое, родное и дорогое имя для болгар. Оно было надеждой в их горестях, светильником во мраке. Вазов с восторгом говорит об огромности России, о её силе и мощи, страшной для врагов. Эту страну, пишет поэт, по величине, численности населения и силе можно сравнить с небесами или только с русской душой.

Объявление Россией войны Турции, вступление русских войск в пределы Болгарии Вазов отметил одиннадцатью стихотворениями, вошедшими в сборник «Избавление» (1878). Это восторженный гимн русскому оружию, прославление великого русского народа - спасителя и освободителя болгар от пятисотлетнего рабства.

В стихотворении «Прогулка к Банясу» (село в окрестностях Бухареста) поэт описывает свои чувства, когда впервые увидел русские войска, идущие спасать его родину. «Когда я подумал, - пишет Вазов, - что они идут умирать за освобождение Болгарии, я заплакал».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены