Календарь «Смены»

опубликовано в номере №506, июнь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Уроки июньского восстания в Париже учат, что пролетариат не может вести успешную борьбу за уничтожение капиталистического строя, не имея монолитной организации - своего авангарда. Восстание показало, что причиной поражения пролетариата явилось отсутствие у него союза с трудящимся крестьянством и мелкой буржуазией городов. Наконец, Июньское восстание, суммируя опыт буржуазно - демократических революций, показало, что если все прежние революции усовершенствовали буржуазную государственную машину, то пролетарская революция должна разбить и заменить её новыми органами - органами пролетарской диктатуры.

Русские большевики, как известно, хорошо усвоили и учли уроки Июньского восстания.

Известные статьи В. И. Ленина о луи - блановщине, о русских кавеньяках, о бонапартизме и др. показывают, насколько пристально изучал Ильич восстание парижан и как мастерски учил он русских рабочих избежать ошибок французских пролетариев в 1818 году.

ПЕРВЕНЕЦ

Балтийско - Беломорский канал... Первенец советского строительства каналов, преобразующих карту нашей страны. До его создания путь из Балтийского моря в Белое исчислялся более чем в 5000 километров. Балтийско - Беломорский канал сократил эту длинную дорогу на 4000 километров. От порта Сорока на Белом море до города Повенца на Онежском озере протянулась новая искусственная «река» со множеством сложнейших гидротехнических сооружений. Двести двадцать один километр проходят водным путём суда из Белого моря, попадают в Онежское озеро, потом по реке Свири входят в Ладожское озеро и оттуда по Неве плывут до Ленинграда. Сокращение внешнего морского пути между Балтийским и Белым морями на 4000 километров - не единственный результат постройки Балтийско - Беломорского канала. Благодаря этому каналу Мариинская водная система приобрела особое значение, связав Белое море с реками Московско - Окского, Волжского и Хамского бассейнов.

Балтийско - Беломорский канал, пересекая богатейший край с неисчерпаемыми подземными сокровищами и лесами, влил новую жизнь в эту суровую северную страну, чрезвычайно облегчив перевозку грузов, как вывозимых из этой части Северной Карелии, так и ввозимых в неё.

Строительство Беломорско - Балтийского канала было очень важным испытанием для советских гидротехников. Малоизученные геологами грунты, суровые природные условия, пересечения скалистых кряжей - всё это требовало громадной творческой работы, смелости расчётов и тщательнейшего выполнения требований, предъявляемых к подобным сооружениям. О грандиозности проделанных работ можно судить по некоторым цифрам. Всего земляные работы выражаются в 21 миллионе кубических метров. Выемка грунта составила 9 963 000 кубических метров, скальные выемки - 2 514 000.

Канал построен в сроки, не виданные для подобных гидротехнических сооружений. Строительные работы начались 16 октября 1931 года, а через 20 месяцев, 20 июня 1933 года, работы по возведению и внешнему оформлению основных гидротехнических сооружений были закончены. Судоходство по каналу от Повенца до Белого моря было открыто 30 июня 1933 года. Балтийско - Беломорский канал - один из самых больших глубоководных каналов мира. Общее протяжение водного пути между Онежским озером и Белым морем вместе с подходными каналами - 227 километров. Длина Суэцкого канала - 170 километров, Панамского - 81,3 километра. Интересно, что Панамский канал строился 35 лет (последние 10 лет безостановочно), а Суэцкий канал - 10 лет.

На пути от Онежского озера до Белого моря строители создали много шлюзов, плотин, водоспусков, дамб. Сооружено 33 искусственных канала. Во время постройки канала наши гидротехники производили непрерывные лабораторные исследования, давшие огромный материал, неоценимый по своему теоретическому и практическому значению.

Инженеры, создававшие механизмы управления сложными гидротехническими сооружениями Беломорско - Балтийского канала, здесь на практике изучали автоматику и телемеханику, необходимую для работы такого грандиозного сооружения, как канал, рассчитанный на пропуск морских судов.

Эксплуатация канала великолепно оправдала все предварительные расчёты. Минералы, топливо, рыба, лес в бесчисленных количествах шли из Белого в Балтийское море. Канал за годы своего существования до войны дал громадную экономию. Десятилетие существования Беломорске - Балтийского канала пришлось на суровый военный год. Враги нанесли грандиозному сооружению тяжелейшие повреждения. Фашисты взорвали шлюзы, плотины, дамбы, водоспуски, стерли с лица земли все подсобные постройки.

Но восстановителей канала не испугали страшнейшие раны, нанесённые Беломорско - Балтийскому водному пути. Канал был сооружён в рекордно короткий срок, восстановили его тоже необычайно быстро. Эксплуатация канала началась вновь 28 июня 1916 года, в день Военно - Морского флота.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Первые подводники

Из истории русского подводного флота